Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
3. Исторический документальный текст - прекрасный материал для анализа, выработки элементарных навыков исследовательской работы с первоисточником; 4. Документальные источники нередко позволяют соединить различ ные взгляды на изучаемые события и проблемы прошлого: это может быть взгляд очевидца, реального участника или современника событий, взгляд иностранца - взгляд со стороны, взгляды носителей различных идеологий и ценностей и т.п. Такое сопоставление исключительно важно для более точного восприятия исторических реалий; 5. Исторические источники - незаменимое средство формирования исторического мышления школьников, развития самостоятельности и кри тичности мышления, выработки собственной точки зрения на вопросы ис тории. 6. Документальные свидетельства о прошлом важно использовать на всех этапах обучения при решении различных дидактических задач. Огромное море письменных исторических источников, к которым обращаются в школьном обучении, условно можно разделить на две боль шие группы. Первую группу составляют документы и источники лите ратурного повествовательно-описательного характера: летописи, хрони ки, мемуары, дневники, письма, речи, сочинения древних писателей, исто риков и классиков отечественной и зарубежной историографии и т.п. Ко второй группе относятся официальные документы юридического, актово го характера. Это могут быть грамоты, договоры, своды законов, деловая переписка, конституционные проекты, программы, манифесты, партийные и государственные документы и т.п.1 Документы литературного характера по праву можно назвать «жи выми голосами истории». Они более, чем другие, способствуют эмоцио нальному восприятию истории, впечатляют, «приближают» прошлое, поз воляют увидеть его «глазами» современников или очевидцев событий. Это наиболее доступный для учащихся вид документальных источников. Их круг сегодня значительно расширяется за счет многочисленных публика ций документальных текстов в различных методических изданиях. При всех достоинствах содержание этих исторических источников отличается значительной долей субъективности и требует серьезного критического подхода к оценке содержащихся в них сведений, учета субъективного взгляда автора на происходившее. Официальные документы являются более сложными для изучения, но и более объективными источниками знаний. Работа с ними требует глу бокого анализа сложного для восприятия учеников текста, умения извлечь факты и сведения, которые не всегда лежат на поверхности, распознать их Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. - М.: ВЛАДОС, 1999, С. 126. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz