Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

3. Исторический документальный текст - прекрасный материал для анализа, выработки элементарных навыков исследовательской работы с первоисточником; 4. Документальные источники нередко позволяют соединить различ­ ные взгляды на изучаемые события и проблемы прошлого: это может быть взгляд очевидца, реального участника или современника событий, взгляд иностранца - взгляд со стороны, взгляды носителей различных идеологий и ценностей и т.п. Такое сопоставление исключительно важно для более точного восприятия исторических реалий; 5. Исторические источники - незаменимое средство формирования исторического мышления школьников, развития самостоятельности и кри­ тичности мышления, выработки собственной точки зрения на вопросы ис­ тории. 6. Документальные свидетельства о прошлом важно использовать на всех этапах обучения при решении различных дидактических задач. Огромное море письменных исторических источников, к которым обращаются в школьном обучении, условно можно разделить на две боль­ шие группы. Первую группу составляют документы и источники лите­ ратурного повествовательно-описательного характера: летописи, хрони­ ки, мемуары, дневники, письма, речи, сочинения древних писателей, исто­ риков и классиков отечественной и зарубежной историографии и т.п. Ко второй группе относятся официальные документы юридического, актово­ го характера. Это могут быть грамоты, договоры, своды законов, деловая переписка, конституционные проекты, программы, манифесты, партийные и государственные документы и т.п.1 Документы литературного характера по праву можно назвать «жи­ выми голосами истории». Они более, чем другие, способствуют эмоцио­ нальному восприятию истории, впечатляют, «приближают» прошлое, поз­ воляют увидеть его «глазами» современников или очевидцев событий. Это наиболее доступный для учащихся вид документальных источников. Их круг сегодня значительно расширяется за счет многочисленных публика­ ций документальных текстов в различных методических изданиях. При всех достоинствах содержание этих исторических источников отличается значительной долей субъективности и требует серьезного критического подхода к оценке содержащихся в них сведений, учета субъективного взгляда автора на происходившее. Официальные документы являются более сложными для изучения, но и более объективными источниками знаний. Работа с ними требует глу­ бокого анализа сложного для восприятия учеников текста, умения извлечь факты и сведения, которые не всегда лежат на поверхности, распознать их Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. - М.: ВЛАДОС, 1999, С. 126. 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz