Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

6.Умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме реферата; 7. Правильное оформление работы и сопроводительных материалов. На публичных защитах рефератов одноклассники могут участвовать в оценивании работ, заполняя «судейские карты» по заранее установлен­ ным критериям. Реферирование - самый трудный и ответственный вид работы с ис­ торическими текстами и литературой, соответствующий целям современ­ ного исторического образования. Реферирование является поистине твор­ ческой, в определенной степени, исследовательской работой Работа над рефератом требует использования не только научно- популярных текстов, но и, зачастую, подлинных исторических документов. Следовательно, к этому моменту ученики должны владеть соответствую­ щими умениями работы с первоисточниками. 3. Методика использования исторических документов в шко ном обучении. Как было сказано выше, в научной педагогической среде и школьной практике дискутируется вопрос о том, чему следует учить современных школьников на уроках истории: то ли существующим интерпретациям и реконструкциям исторического процесса, представленным на страницах школьных учебников, то ли «ремеслу историка», основываясь на анализе подлинных текстов. Представляется, что истина заключается в сочетании этих полярных подходов к моделям школьного изучения истории. Выстраивать школьный процесс преимущественно на анализе документальных исторических тек­ стов не правомерно по многим объективным причинам (стандартизация требований к учебной подготовке выпускников общеобразовательной школы, установленная структура и логика изучения школьных курсов ис­ тории, возрастные и индивидуальные познавательные возможности уча­ щихся и др.). Однако и умалять роль исторических документов как средств и источников знаний в обучении предмета не допустимо. Подчеркнем, что в современной школе роль документов в обучении истории резко возраста­ ет. Это обусловлено многими обстоятельствами: 1. Исторический документ - непосредственный памятник прошлого. Он содержит исторические реалии и в силу этого является наиболее досто­ верным и самым убедительным источником знаний; 2. Он позволяет точнее воссоздать образы и картины прошлого, вве­ сти учеников в обстановку изучаемой эпохи. Обращение к источникам эпохи, несомненно, оживляет урок, повышает заинтересованность учащих­ ся, позволяет острее прочувствовать специфику изучаемого исторического времени, точнее оценить происходившие перемены, сопоставить прошлое и настоящее; 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz