Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Работа над рефератом требует много времени, не менее двух-трех месяцев. В этой работе можно выделить несколько этапов. На каждом из них важны руководство и помощь учителя. Первый этап связан с выбором темы реферата. Желательно предложить учащимся широкий спектр тем, предостав­ ляя им право выбора наиболее интересной и привлекательной для них про­ блемы. Комплектование тем для реферирования дело - не простое, по­ скольку тема должна содержать элемент новизны, открывать возможность для ученического творчества, позволять ученику высказывать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу. При этом нужно учитывать и реальные возможности учеников, доступность литературы и источников. Не следует предлагать давно и хорошо разработанные темы. Значит, само­ му учителю надо основательно поработать над перечнем тем и хорошо представлять спектр актуальных проблем истории. Ученикам могут быть предложены конкретные темы рефератов на выбор, либо дан перечень примерных тематических направлений, в рамках которого ученики могли бы сами выбрать проблемные аспекты и сформулировать тему реферата с учетом своих интересов. Не менее важна формулировка темы для рефера­ та. Она должна быть конкретной, проблемной, а не слишком общей и об­ текаемой. За выбором темы следует основной этап работы над рефератом. Он включает отбор литературы, составление плана и углубленное изучение исторической темы по отобранным источникам. Здесь потребу­ ются индивидуальные консультации учителя, ответы на возникающие во­ просы, советы, корректировка и утверждение планов, контроль хода рабо­ ты. В начале этого этапа потребуется подробная консультация по прави­ лам реферирования и рациональной организации предстоящей работы. Учитель предлагает и комментирует пошаговые действия «Как писать ре­ ферат»: 1. Продумайте тему своей работы и определите цель написания реферата; набро­ сайте предварительный план. 2. Составьте список литературы, которую следует прочитать. Читая ее, отмечай­ те и выписывайте все, что должно быть включено в работу (идеи, факты, доказатель­ ства, аргументы, выводы). 3. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении источников по вопросам плана. 4. Разработайте окончательный план. Возле каждого пункта укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. 5. проанализируйте собранный материал, продумайте предварительные выводы. 6. Систематизируйте и письменно оформите материал, соблюдая структуру ре­ ферата. Она должна включать следующие элементы: а) план или оглавление с указанием страниц глав и разделов; б) вводная часть - обоснование выбора темы и ее актуальности, цель и задачи Работы, обзор литературы и источников; 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz