Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
способствует накоплению опыта самообразования, публичного выступле ния перед аудиторией, не говоря о личной пользе для углубления знаний и расширения исторического кругозора. Такой опыт необходим старшеклассникам в ученическом рефериро вании. В изучении гуманитарных дисциплин - это распространенная и по пулярная форма работы учащихся с дополнительными источниками ин формации. Ученическое реферирование используется при подготовке к семи нарским и факультативным занятиям, в рамках изучения специальных элективных курсов. Это одна из основных форм участия старшеклассников в исторических конференциях и олимпиадах различного уровня. До недав него времени в форме защиты рефератов допускалась сдача отдельными учащимися выпускного экзамена по истории. Что же подразумевается под ученическим рефератом? В школьной практике ученический реферат является результатом самостоятельного тематического исследования, основанного на анализе нескольких книг и источников, а также содержащего оценку и критику прочитанной лите ратуры. Подобная творческая самостоятельная работа посильна далеко не всем ученикам даже старшего школьного возраста, поэтому реферирова ние является формой индивидуальной работы, особым способом углуб ленного изучения вопросов и проблем истории заинтересованными уча щимися. Вместе с тем специфику такой работы должны представлять все ученики. Каждый должен попробовать свои силы в таком виде деятельно сти и оценить собственные возможности. Поэтому начинать работу надо со всем классом с рассказа об особенностях жанра и требованиях к рефе рированию. Неплохо познакомить ребят с лучшими работами, созданными в предшествующие годы. На отобранных образцах можно проиллюстриро вать выдвигаемые требования к ученическому реферату. Они достаточно высоки: 1. Актуальность темы реферата. 2. Историографический обзор и анализ источников по теме ис следования. 3. Четкое структурное построение и логичное изложение основ ного содержания темы в соответствии с планом. Наличие выводов и обоб щений на основе отобранного материала. 4. Грамотное оформление всех структурных компонентов рефе рата (титульного листа, плана-оглавления, введения, заключения, ссылок на источники, списка литературы, приложений). Таким образом, реферат должен быть содержательным, логичным, аргументированным, правильно оформленным. В нем должна отражаться личная позиция автора. Выполнение реферата предполагает должный уро вень библиографических умений школьников. 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz