Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

чения подобным качествам (компетенциям) и является ответом образо­ вания на вызовы современного общества. Компетентностный подход в образовательном процессе предпола­ гает не увеличение объема информированности человека в различных предметных областях, а обучение человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и умения. Он предполагает направленность учебного процесса на практические ре­ зультаты обучения, на развитие у школьников способности творчески опе­ рировать знаниями и умениями. Следует заметить, что до сих пор не существует единого устоявше­ гося определения понятий «компетенция», «ключевая компетенция». Не­ редко отождествляются понятия «компетенция» и «компетентность». Не углубляясь в лингвистический анализ имеющихся определений, возьмем за основу трактовки одного из ведущих специалистов по проблемам компе- тентностного подхода в образовании - Д.А.Иванова.1 Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в ре­ зультате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценно­ сти и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компе­ тентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. Компетенция — это то, чем уже владеет человек (способность, умение). Это способность успешно отвечать на индивидуальные или об­ щественные требования, выполнять задания или вести деятельность. Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовы­ вать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Термин « ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориен­ тированных. Они носят надпредметный характер, а владение ими позво­ ляет человеку быть успешным в любой сфере деятельности, в том числе и в личной жизни. Таким образом, ключевые компетенции - это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку по­ нимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.2 Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член современного общества. Какими же ключевыми компетенциями должны овладеть учащиеся в учебном процессе и при изучении истории в частности? Здесь также нет 1Иванов Дмитрий Андреевич - кандидат психологических наук, заведующий лаборато­ рией в Московском центре качества образования, лауреат премии Президента Россий- ской Федерации в области образования. Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образова- нииЛПкольные технологии, 2007, № 5, С. 52-54. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz