Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
определении плана сообщения, главных вопросов, которые должны быть раскрыты; в) в проверке отобранного материала и формы изложения. При необходимости учитель вместе с учеником «шлифует» содержание, отбра сывает лишнее, включает упущенные важные факты, выстраивает логику изложения и т.п. С учениками, у которых «страдает» речь, он репетирует изложение сообщения вслух. • Сообщение должно быть тщательно подготовлено с учетом выделенного времени на уроке. Оно не должно занимать более 5-7 минут. • Ученики должны быть предварительно ознакомлены с общими требованиями к подготовке сообщений: а) сообщение должно быть оформлено эстетично в письменном виде; б) при выступлении оно должно быть свободно изложено с опорой на подготовленный текст. Отдельные выдержки могут быть процитированы непосредственно из источника; в) необходимо назвать литературу и источники, которые использовались при подготовке сообщения. Желательно показать и порекомендовать одноклас сникам прочитанные книги. • Необходимо продумать организацию деятельности класса при прослушивании сообщений. Как правило, сообщение используется в про цессе изучения нового материала и выполняет роль важного источника знаний по тому или иному вопросу урока. Поэтому классу должно быть поставлено познавательное задание по содержанию выступления. Для по вышения качества сообщений и выработки необходимых умений важно привлекать класс к анализу прослушанных сообщений. Алгоритм анализа сообщения: Оценивая сообщение товарища, подумай: 1• Насколько полно раскрыта тема сообщения. Нет ли в нем лишних фактов, не от носящихся к теме. 2. Оцени последовательность и убедительность изложения, наличие необходимых выводов. 3. Какой вопрос, по вашему мнению, наиболее удачно освещен в сообщении? 4. Какие вопросы вы хотели бы задать, уточнить по содержанию сообщения? 5. Проанализируйте качество выступления (свободу владения материалом, вырази тельность, правильность речи). 6- Отметьте сначала положительные черты, потом - недостатки. Привлечение учащихся к анализу сообщений подводит к пониманию требований, предъявляемых к качеству такого рода деятельности. Подготовленные сообщения обязательно оцениваются и, как прави ло, высокими отметками. Поощряется сам факт работы с дополнительной исторической литературой. В тех случаях, когда представленная работа явно не отвечает требованиям, ученику предлагается доработать сообще ние, исправить существенные недостатки, обратить внимание на то, что следует учесть в следующий раз для получения высокого балла. Желатель но, чтобы в подготовке сообщений по очереди участвовали все ученики. Включение учеников в индивидуальную работу по подготовке сообщений 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz