Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Конспектирование, как и другие виды записей и письменной обра­ ботки текста, позволяет сконцентрировать внимание на содержании и превращает чтение в активный способ понимания и запоминания инфор­ мации, Недаром древнеримская пословица гласит: «Тот, кто читает и запи­ сывает, читает дважды». На изложенных приемах и умениях учебной деятельности основана творческая самостоятельная работа учащихся с дополнительной истори­ ческой литературой. Работая с дополнительной исторической литературой, учащиеся должны уметь подготовить доклад и реферат. Важным подготовительным этапом к таким формам работы является выступление учеников с неболь­ шими историческими сообщениями. Правильная организация такой рабо­ ты способствует последующему грамотному составлению докладов и ре­ фератов. Если доклады и рефераты связаны с комплексным исследованием тем или проблем истории, то сообщения готовятся по какому-либо част­ ному вопросу изучаемой темы и на основе небольшого круга дополни­ тельной литературы, нередко даже одного источника. Подготовка сообщений используется уже с 5 класса. Эта форма ра­ боты вызывает интерес у учащихся. Желающих подготовить сообщение бывает много, но качество выступлений часто остается неудовлетвори­ тельным, Использование слабо подготовленных сообщений ведет к непро­ изводительной затрате времени на уроке, обесценивает в глазах учеников этот важный способ обучения. Поэтому использование сообщений на уро­ ке оправдано при условии их тщательной подготовки. Отметим главные организационные и методические требования к использованию индивидуальных исторических сообщений учащихся на уро- • Сообщения готовят желающие ученики (в отдельных случаях подготовку сообщения можно поручить конкретному ученику, мотивиро­ вав его выбор). Не стоит отказывать «слабым» ученикам в желании подго­ товить сообщение. Надо использовать такую возможность для подкрепле­ ния интереса к предмету, дать шанс получить более высокую оценку. При наличии нескольких желающих надо предоставить возможность каждому подготовить сообщение, обговорив предварительно условия: право высту­ пить получит тот, кто подготовит лучшее сообщение. Остальные смогут дополнить, сдать письменные тексты и получить за работу соответствую­ щую оценку. • Подготовку сообщений нельзя пускать «на самотек». Необхо­ димо направлять самостоятельную работу учащихся, особенно на первых этапах и всякий раз, когда в нее вовлекаются новые учащиеся. • Управление деятельностью учащихся при подготовке сообще­ ний выражается как минимум в трех направлениях: а) в подборе литерату­ ры для подготовки сообщения: указание конкретных книг, источников; б) в 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz