Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
жанию, иначе теряется смысл конспектирования. Работа должна быть про ведена на доступном историческом тексте, не слишком большом, но ем ком. Поскольку предстоит объемная работа желательно спланировать для ее организации двухчасовое занятие. На этом первом обучающем уроке учащиеся знакомятся с правилами конспектирования. Каждый ученик должен получить «памятку» с полным сводом правил конспектирования. Они состоят в следующем: 1. Внимательно прочитайте текст, попутно отмечайте непонятные слова, имена, даты. 2. Наведите справку о лицах, событиях, упоминаемых в тексте; при после дующей записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При чтении текста составьте план, в последствии записывайте его на по- 4. Постарайтесь кратко сформулировать основные положения и мысли ав тора по каждому вопросу (пункту) плана. 5. Кратко и последовательно запишите их в основной части конспекта. 6. Стремитесь выразить мысль своими словами, при необходимости - цити руйте. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли, последующую ссылку на нее, как на авторское мнение. 7. Сформулируйте главные выводы по содержанию конспекта своими сло вами. 8. Правильно оформляйте конспект: а) начинайте точным указанием фамилии автора, названия источника, выходных данных; 0 б) для записи конспекта разделите тетрадь полями на две части: на полях запи сывайте план, в основной части - содержание конспекта; в) грамотно оформите цитаты; г) выделяйте главные мысли и положения подчеркиванием, рамками, специаль ными пометками и знаками на полях: плюс, минус, восклицательный и вопросительный знаки, NB (Nota-Bene (лат.) - заметить, важно и др. Каждое из этих правил должно осваиваться учащимися по ходу уро ка поэтапно в совместной последовательной работе над текстом. Для раци онального использования времени на уроке можно дать опережающее до машнее задание, направленное на общее знакомство с текстом, его прочте ние, наведение необходимых исторических справок, составление простого плана. Проверив и обсудив результаты проделанной учениками предвари тельной работы, на уроке можно будет уделить главное внимание отбору и оформлению содержания конспекта по каждому вопросу плана, обучению школьников грамотному тезисному оформлению мыслей и выводов. Для закрепления и отработки умения потребуется провести не одно подобное лабораторное занятие. Лишь после этого можно предлагать уча щимся самостоятельную домашнюю работу по конспектированию. Все конспекты, составленные учащимися, проверяются и оцениваются. Инди видуальная работа с отдельными учащимися по формированию данного Умения окажется неизбежной. 18S
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz