Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

жанию, иначе теряется смысл конспектирования. Работа должна быть про­ ведена на доступном историческом тексте, не слишком большом, но ем­ ком. Поскольку предстоит объемная работа желательно спланировать для ее организации двухчасовое занятие. На этом первом обучающем уроке учащиеся знакомятся с правилами конспектирования. Каждый ученик должен получить «памятку» с полным сводом правил конспектирования. Они состоят в следующем: 1. Внимательно прочитайте текст, попутно отмечайте непонятные слова, имена, даты. 2. Наведите справку о лицах, событиях, упоминаемых в тексте; при после­ дующей записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При чтении текста составьте план, в последствии записывайте его на по- 4. Постарайтесь кратко сформулировать основные положения и мысли ав­ тора по каждому вопросу (пункту) плана. 5. Кратко и последовательно запишите их в основной части конспекта. 6. Стремитесь выразить мысль своими словами, при необходимости - цити­ руйте. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли, последующую ссылку на нее, как на авторское мнение. 7. Сформулируйте главные выводы по содержанию конспекта своими сло­ вами. 8. Правильно оформляйте конспект: а) начинайте точным указанием фамилии автора, названия источника, выходных данных; 0 б) для записи конспекта разделите тетрадь полями на две части: на полях запи­ сывайте план, в основной части - содержание конспекта; в) грамотно оформите цитаты; г) выделяйте главные мысли и положения подчеркиванием, рамками, специаль­ ными пометками и знаками на полях: плюс, минус, восклицательный и вопросительный знаки, NB (Nota-Bene (лат.) - заметить, важно и др. Каждое из этих правил должно осваиваться учащимися по ходу уро­ ка поэтапно в совместной последовательной работе над текстом. Для раци­ онального использования времени на уроке можно дать опережающее до­ машнее задание, направленное на общее знакомство с текстом, его прочте­ ние, наведение необходимых исторических справок, составление простого плана. Проверив и обсудив результаты проделанной учениками предвари­ тельной работы, на уроке можно будет уделить главное внимание отбору и оформлению содержания конспекта по каждому вопросу плана, обучению школьников грамотному тезисному оформлению мыслей и выводов. Для закрепления и отработки умения потребуется провести не одно подобное лабораторное занятие. Лишь после этого можно предлагать уча­ щимся самостоятельную домашнюю работу по конспектированию. Все конспекты, составленные учащимися, проверяются и оцениваются. Инди­ видуальная работа с отдельными учащимися по формированию данного Умения окажется неизбежной. 18S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz