Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ся работа по оформлению записей основных положений изложения учите­ ля или текста параграфов. Не менее важно приучить школьников читать исторические тексты с карандашом в руках, делать по ходу чтения пометки, использовать различ­ ные символы и обозначения для выделения значимых мест или положений, требующих дальнейшего осмысления. Этой цели служит метод «ИН- СЕРТ». «ИНСЕРТ (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) - прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления»: • знак «галочка» (V) - отметьте в тексте уже известную вам ин­ формацию; • знак «плюс» (+) - отметьте новую информацию; • знак «минус» (-) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе; • знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее. • знак «восклицательный знак» (!) —отмечается то, что вызвало ин­ терес и желание узнать об этом больше. В дальнейшем, составляя конспект, школьники увидят, что в нем используются все указанные формы работы с тестом и виды записей. Обучение конспектированию — дело непростое и хлопотное. Обра­ щаясь к этой форме работы, надо также разъяснить смысл слова «кон­ спект». «Конспект» в переводе с латинского означает «обзор, краткое, сжа­ тое изложение основного содержания текста». Конспект может быть раз­ личных видов: Плановый конспект (план-конспект). Основой такого конспекта яв­ ляется план текста, отдельные пункты которого по мере необходимости раскрываются, а некоторые остаются без пояснений. Такой конспект чаще всего используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Текстуальный конспект представляет собой монтаж цитат. Тематический конспект содержит краткое изложение определенной темы или проблемы, раскрытой по нескольким источникам Свободный конспект изученного источника. Он содержит как до­ словные выдержки из текста, так и собственные формулировки учащихся. Очень важно, что в таком конспекте требуется самостоятельное тезисное оформление учениками главных положений источника. Составлению именно такого вида конспекта важнее, но и труднее научить школьников. Начать работу по обучению конспектированию лучше на специаль­ ном уроке лабораторного типа. Для этого нужно из программного мате­ риала выбрать тему или вопрос, который можно изучить путем конспекти­ рования текстового источника. Взятые за основу учебная тема или вопрос должны быть средней сложности, но существенные и значимые по содер­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz