Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ся работа по оформлению записей основных положений изложения учите ля или текста параграфов. Не менее важно приучить школьников читать исторические тексты с карандашом в руках, делать по ходу чтения пометки, использовать различ ные символы и обозначения для выделения значимых мест или положений, требующих дальнейшего осмысления. Этой цели служит метод «ИН- СЕРТ». «ИНСЕРТ (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) - прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления»: • знак «галочка» (V) - отметьте в тексте уже известную вам ин формацию; • знак «плюс» (+) - отметьте новую информацию; • знак «минус» (-) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе; • знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее. • знак «восклицательный знак» (!) —отмечается то, что вызвало ин терес и желание узнать об этом больше. В дальнейшем, составляя конспект, школьники увидят, что в нем используются все указанные формы работы с тестом и виды записей. Обучение конспектированию — дело непростое и хлопотное. Обра щаясь к этой форме работы, надо также разъяснить смысл слова «кон спект». «Конспект» в переводе с латинского означает «обзор, краткое, сжа тое изложение основного содержания текста». Конспект может быть раз личных видов: Плановый конспект (план-конспект). Основой такого конспекта яв ляется план текста, отдельные пункты которого по мере необходимости раскрываются, а некоторые остаются без пояснений. Такой конспект чаще всего используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Текстуальный конспект представляет собой монтаж цитат. Тематический конспект содержит краткое изложение определенной темы или проблемы, раскрытой по нескольким источникам Свободный конспект изученного источника. Он содержит как до словные выдержки из текста, так и собственные формулировки учащихся. Очень важно, что в таком конспекте требуется самостоятельное тезисное оформление учениками главных положений источника. Составлению именно такого вида конспекта важнее, но и труднее научить школьников. Начать работу по обучению конспектированию лучше на специаль ном уроке лабораторного типа. Для этого нужно из программного мате риала выбрать тему или вопрос, который можно изучить путем конспекти рования текстового источника. Взятые за основу учебная тема или вопрос должны быть средней сложности, но существенные и значимые по содер 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz