Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ответа важно провести при участии класса. В содержание письменных проверочных работ должны включаться задания типа: «Составить развер­ нутый план ответа на вопрос...». Организуя работу с планом и совершенствуя это умение, не следует забывать, что составление плана является не самоцелью, а средством лучшего усвоения основного содержания урочной темы или ее части Умение составлять план лежит в основе конспектирования печат­ ных источников. Требование составить план-конспект изученного исторического тек­ ста встречается в перечне основных умений девятиклассников. Это каче­ ственно новая форма записи и работы с тестом, к которой ученики должны быть подготовлены. Помимо составления плана, учащиеся предварительно должны овладеть умениями делать выписки, проводить цитирование по тексту, письменно оформлять тезисы. Этим формам работы с тестом и со­ ответствующим видам записей надо обучать школьников постепенно с 6-7 класса, чтобы для девятиклассников такая работа не была новинкой. Выпискам и цитированию можно обучить, обращая школьников к дополнительной литературе. Учитель может рекомендовать учащимся конкретные книги и источники, из которых им предлагается сделать вы­ писки и цитаты, содержащие яркие описания, характеристики, трактовки, оценки исторических фактов или деятелей. Предлагая соответствующие задания, исключительно важно давать четкие рекомендации-советы по грамотному оформлению разных видов записи, объяснить ребятам разли­ чия между выпиской и цитатой. Если цитата - дословная выдержка из ка­ кого-либо текста, сочинения, то выписка допускает сокращение текста, его структурное изменение. Цитата заключается в кавычки и оформляется с соблюдением всех правил записи прямой речи: если часть текста источни­ ка пропускается, на месте пропуска ставится многоточие. Выписка оформ­ ляется без кавычек. Но в том и другом случае сообщаются данные об ис­ точнике, откуда сделана выписка или взята цитата. Учащихся нужно сразу приучать к правильному библиографическому описанию и грамотному оформлению выходных данных источника. Для этого учитель предлагает образцы стандартного оформления библиографических описаний книг и источников, к которым обращает учеников. Примером оформления такого рода записей могут служить воспроизведенные на доске емкие и лаконич­ ные цитаты, которые учитель использует в качестве эпиграфа к теме урока. Они могут служить главным лейтмотивом содержания урока и стать осно­ вой для проблемных, дискуссионных, познавательных заданий по изучае­ мой теме. Обучая тезисным записям, следует пояснить термин. «Тезис» - в пе­ реводе с древнегреческого означает «утверждение». Записать в виде тези­ сов - это значит кратко и последовательно изложить основные положения темы или какого-либо текста. На текущих уроках неоднократно проводит­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz