Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
1. Планом должно быть охвачено все содержание текста, ничто существенное не должно быть упущено. 2. В заголовках не должны повторяться одни и те же мыс- В беседе с ребятами, опираясь на их опыт учебной работы, можно уточнить порядок и последовательность действий при составлении плана: 1. Внимательно прочитай текст и разбей его на законченные смысло вые части. 2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. 3. Запиши пункты плана в тетрадь. 4. Не забывай требования к плану. По усмотрению учителя указанная памятка может быть ведена в го товом виде. В любом случае знания о данном учебном приеме нужно за крепить в совместной деятельности учащихся под руководством учителя. На обучающем этапе работа по составлению плана сливается с объясни тельным чтением, а сам план становится практическим результатом анали за прочитанного текста. Для закрепления основных действий по составлению плана на по следующих уроках могут быть использованы специальные тренировочные задания: • учитель делит текст на смысловые части, а ученики придумывают для них заголовки или формулируют вопросы к соответствующим частям текста. • учитель предлагает план, а ученики разбивают текст на соответствующие части • учитель предлагает заведомо несовершенный план параграфа или его ча сти, а ученики, работая с тестом, исправляют его, предлагают и обосновывают свои ва рианты • учитель предлагает сравнить составленные двумя-тремя учениками пла ны одного и того же текста; в процессе обсуждения определяется наиболее удачный из • учитель предлагает простой план темы урока, а ученики развертывают его в сложный план. Помимо тренировочных заданий и упражнений важную роль в обу чении играют готовые планы изучения темы урока, предлагаемые учите лем и оформленные на доске. Они являются наглядными образцами, при мерами для учащихся. Запись плана и организация работы с планом по хо ду изучения материала способствует закреплению соответствующих учеб ных действий. Задания на составление плана должны обязательно включаться в домашнюю работу учеников. Умение составлять план должно быть под контролем учителя и обя зательно проверяться при организации текущего опроса. К примеру, вме сто объемного рассказа или устного изложения вопроса, ученику может быть предложено дать ответ в виде плана, записанного на доске. Проверку 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz