Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

вые системы - схемы, таблицы, графики, опорные конспекты, пиктограм­ мы и т.п., а также на структурное изменение текста. Поэтому важными практическими приемами работы с учебником и дополнительной исторической литературой являются: составление плана, тезисов, конспектов, подготовка докладов и рефератов на основе не­ скольких источников. Всем этим видам учебной и познавательной деятельности с тек­ стовой исторической информацией учащихся надо научить. Рассмотрим методику формирования соответствующих практических умений. Составление плана является основой всех перечисленных умений. Возрастание требований к умению учащихся составить план выгля­ дит следующим образом: К 6 классу — учащиеся должны владеть составлением простого плана по тексту параграфа; В 7-8 классах —уметь составлять сложный план параграфа или ос­ новных вопросов учебной темы; С 9 класса —составлять план-конспект печатного текста. Составлением плана немало занимаются в начальных классах, и со­ здается впечатление, что ученики, переходя в основную школу, уже вла­ деют эти приемом. Вместе с тем практика показывает, что не только у младших школьников, но, порой, и учащихся старшего возраста это уме­ ние бывает сформировано весьма слабо. В определенной степени это свя­ зано с тем, что умение должно быть перенесено на иной по характеру ис­ торический текст. Именно поэтому, начиная работу с новым контингентом учащихся, учителю не мешает провести диагностику уровня владения данным умени­ ем. Для этого достаточно включить в домашнюю работу задание на со­ ставление плана основной части параграфа. По результатам выполненной самостоятельной работы можно оценить степень владения учениками дан­ ным приемом работы и соответственно спланировать последующее обуче­ ние детей. Если умение выражено слабо, нужна продуманная методическая ра­ бота. Начитать ее следует на ближайшем уроке. Она предполагает следу­ ющие педагогические действия. Прежде всего, с ребятами надо вспомнить, что такое план? (Это перечень основных вопросов темы или параграфа). В беседе обсуждается, зачем нужен план? Какую пользу приносит составление плана? (Состав­ ление плана помогает выделить главное содержание текста, делает его компактным, удобным для запоминания, помогает понять прочитанное и одновременно является результатом понимания). Ученики должны убе­ диться в преимуществах такого приема работы. Не помешает напомнить ученикам основные требования к плану: 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz