Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

нарушенную логическую взаимосвязь между частями текста: поставить каждую часть текста на свое место и составить связный рассказ о возник­ новении неравенства у первобытных людей, и т.п. Что дают такие задания в деле обучения учащихся работе с истори­ ческими текстами? 1. Учащийся может «своими руками прощупать» и лучше осо­ знать смысловые взаимосвязи текста. И это очень важно, поскольку глав­ ные психологические механизмы понимания текста заключаются не только и не столько в самих словах, сколько в их сцеплениях! 2. Они учатся выбирать лучший из возможных вариантов - кри­ тически оценивать предложенные варианты и правильно строить речь. 3. Ликвидируя логическую запутанность и восстанавливая ис­ тинный смысл текста, ученик сознательно запоминает его суть. 4. Задания на «собирание россыпей» заключают в себе игровой элемент, расширяют методический арсенал приемов и средств обучения работе с тестом, могут быть использованы в разные моменты учебного процесса, в том числе и для индивидуальной работы с учащимися. Разновидностью данного типа заданий является составление расска­ за по опорным словам. Внимательное отношение к тексту формируют и та­ кие игровые задания как «Найди пропущенное слово», «Исправь допущен­ ные ошибки». Таким педагогическим приемом часто пользовался педагог- новатор Ш.А.Амонашвили. Он нередко играл с детьми в ошибающегося учителя. Это приучает учащихся быть в постоянной готовности, находить и исправлять ошибки. Когда прием работы уже известен ученикам, можно предлагать домашнее задание —составить рассказ-ловушку по изученной теме. Итак, рассмотрены основные способы обучения учащихся внима­ тельному чтению текста и пониманию исторического текста, умению вы­ делить главное в прочитанном тексте. На этом основаны все другие прие­ мы работы с историческими текстами. 2.4. Обучение учащихся приемам самостоятельной работ учебником и дополнительной исторической литературы. Способность учащихся осмысленно читать и воспринимать истори­ ческий текст - главное условие для организации самостоятельной работы с учебником и любым другим историческим материалом. Самостоятельная работа является обязательной формой организации обучения. Ее доля в структуре урока значительно возрастает в старших классах. На уроках истории самостоятельная работа учащихся организует­ ся, главным образом, с учебником истории и различными печатными исто­ рическими текстами. Самостоятельная работа с текстом должны быть направлена не толь­ ко на извлечение информации, но и на перевод ее в разнообразные знако­ 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz