Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
- Какие вопросы у вас возникли при чтение этого текста? Сформулируйте свои вопросы. Сверьте свои вопросы с вопросами учителя и ответьте на поставленные во просы. - Внимательно прочитайте текст и задайте друг другу самые главные, на ваш взгляд, вопросы по его содержанию. - составьте контрольные вопросы к параграфу (главе) для своих одноклассников или будущих читателей; - Прочитайте текст и задайте вопросы учителю. - Придумайте свои заголовки к тексту («фонарикам» параграфа). - Подберите эпиграфы к тексту. Все указанные приемы работы способствуют не только прочному запоминанию содержания, но и его преобразованию, что является важным психологическим фактором осмысленного восприятия прочитанного тек- Для развития механизмов понимания текста на начальных этапах обучения и в среднем звене можно использовать, так называемую методи ку «собирания текста». Она выражается в заданиях восстановить непол ные и рассыпанные тексты. Текст может быть «рассыпан» на смысловые части, на предложения или на отдельные слова. Рассмотрите для примера несколько подобных заданий и оцените дидактические возможности такого приема работы. В 5 классе на уроке истории по теме «Чему учил древних китайцев мудрец Конфуций» учащимся может быть предложено такое задание: Рас положив в правильном порядке приведенные ниже слова, вы узнаете мыс ли китайского мудреца Конфуция: 1. Легко, по, узнать, его, человека, манерам, воспитанного (Ответ: Воспи танного человека легко узнать по его манерам). 2. Старинных, знании, в, книг, мудрость. {Ответ: Мудрость - в знании ста ринных книг) 3. Уважение, добродетель, к, высшая, старшим (Ответ: Высшая доброде тель - уважение к старшим) 4. Путь, ступень, поколений, проложенный, для, ученым, будущих. (Ответ: Путь, проложенный ученым, - ступень для будущих поколений). Россыпи слов могут быть выписаны на доске, представлены на слайде или предложены учащимся в виде раздаточного материала. Ученикам может быть дано задание составить из рассыпанных слов предложение, в котором заключается главный вывод по рассмотренному вопросу или теме урока. Например, предлагается такая россыпь слов по теме урока «Возникновение земледелия и скотоводства»: - возникло, десяти тысяч, в, более, земледелие, лет, Передней Азии, назад, впер вые. (Ответ: Земледелие впервые возникло в Передней Азии более десяти тысяч лет назад); - земледелия, скотоводства, людей, изменило, появление, и, жизнь. (Ответ: Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей). Ученики могут собрать из рассыпанных предложений связный рас сказ, например, о труде земледельцев в Древнем Египте. Или восстановить 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz