Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Чтение текста проводится вслух по цепочке или вразнобой. Жела тельно, чтобы больше детей привлекалось к чтению вслух, так как попутно идет закрепление и проверка умения правильного и беглого чтения исто рического текста. Во время чтения текста одним учеником все остальные следят за его содержанием по учебнику. Все должны быть внимательны, так как в любой момент кто-то продолжит чтение. Перед чтением параграфа детям должна быть четко определена учебная задача в виде главного «сквозного» вопроса, на который нужно ответить после чтения текста. Такое задание должно ориентировать на вы деление главного смысла в содержании прочитанного. Однако к ответу на поставленный вопрос ученики могут подойти постепенно в процессе об суждения прочитанного. Таким образом, путем объяснительного чтения ребята учатся вни кать в смысл прочитанного и отделять в тексте главное от второстепенно- Полезно также выдвигать перед учащимися специальные вопросы и задания на выделение главной мысли в тексте параграфа : • Найдите и зачитайте в данном тексте строчки, слова, в которых заключа ется главная мысль. Почему именно эти строчки вы считаете главными в тексте? • Сформулируйте своими словами главную мысль данной части текста. • Определите, где в этом тексте основная мысль, а где - поясняющие ее примеры. Указанные методические приемы не только помогают ребятам разо браться в содержании учебного материала, но и позволяют в действии усвоить главные правила работы с текстом учебника на уроке и дома. Они находят выражение в такой памятке для учащихся 3-6 классов: 1. Внимательно прочитай текст параграфа. 2. Найди пояснение незнакомых слов и выражений в тексте па раграфа или справочной литературе. 3. Отдели главное от второстепенного в содержании текста. 4. Ответь на поставленные вопросы после параграфа. 5. Последовательно перескажи содержание прочитанного тек ста. Не забудь сделать вывод. При работе с текстом учебника на всех этапах обучения истории важно побуждать учащихся не только отвечать на вопросы, заданные учи телем, но и самим ставить вопросы к прочитанному тексту. Почему это важно? Это исключительно важно, потому что самостоя тельная постановка вопросов побуждает глубже вдумываться в содержание текста. Сформулированные учащимися вопросы являются показателями понимания текста. «Умный вопрос —это уже добрая половина знания», - утверждал Ф. Бэкон. Неслучайно поэтому пересказ, основанный на запо минании и воспроизведении текста, оказывается для учеников более про стым заданием, чем постановка вопросов к параграфам или его частям. На уроках следует чаще обращаться к ребятам с заданиями: 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz