Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

емственности поколений, воспитания гражданина, преданного своему Отечеству, основа формирования гражданской, политической и гумани­ тарной культуры подрастающего поколения. Указанные цели обучения истории учитывают основные функции исторического образования - познавательно-развивающую, познавательно­ обучающую и ценностно-воспитательную. В процессе реализации общей цели и задач исторического образова­ ния учащиеся должны не только освоить исторические знания, но и при­ обрести опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности, овла­ деть элементарными методами исторического познания, умениями и навы­ ками самообразования, а также умениями, нужными и полезными в граж­ данском поведении, социальном общении. Активно овладевая содержани­ ем курсов истории, учащиеся должны получить основу для формирования гуманных ценностных ориентаций и убеждений. В достижении поставленных целей все компоненты образования - знаниевый, ценностно-мировоззренческий (воспитательный), деятельност­ ный - равноценны. Вместе с тем, рассматривая образование человека в контексте его социализации в обществе, следует признать, что основными результатами, востребованными за пределами школы, в жизни каждого че­ ловека является не столько сумма знаний, накопленных человечеством, сколько сформированные компетенции. Поэтому сегодня на смену концеп­ ции «усвоения знаний» идет компетентностный подход в образовании. Раскроем смысл понятий «компетентностный подход», «ключевые компетенции», обратившись вкратце к истории вопроса. Впервые понятия «компетенции» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, не­ обходимых для успешности его профессиональной деятельности в органи­ зации. Эти качества и стали называть компетенциями. Нормой жизни современного информационного общества являются постоянные изменения не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Каждые семь лет список профессий обновля­ ется более чем на 50%. Чтобы добиться успеха, человеку нередко прихо­ дится менять не только место работы, но и квалификацию. В подобных об­ стоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой-либо раз и навсегда заданной информацией, а от уме­ ния ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания, справляться с возникающими проблемами. Претер­ пели серьезные изменения и требования к сотрудникам. Современный профессионал - это человек самостоятельный, предприимчивый, ответ­ ственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группах, работать в команде, готовый и способ­ ный постоянно учиться и совершенствоваться и т.д. Необходимость обу­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz