Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Третий уровень - понимание абзацев - процесс установления связей между предложениями. Четвертый уровень - понимание текста - установление связи между стержневыми мыслями квантов (отрывков) информации.1 Представленная логика процесса мышления показывает, насколько важна для понимания теста специальная словарная работа. В том или ином виде она должна иметь место при работе с текстом параграфа почти на каждом уроке в начальной и основной школе вплоть до 7 класса (в 8-9 классах - по необходимости). Словарная работа должна быть направлена на выделение сложных мест учебника, неизвестных слов, выражений, терминов. Важно приучить учеников с первых уроков внимательно относиться к тексту, не пропускать непонятные слова и выражения, искать им объяснение, обращаясь как к учителю, так и словарям. Типичными могут быть задания: -Найдите в прочитанном тексте новые слова и исторические терми­ ны. Объясните, как вы поняли их значение. - Какие слова и выражения вам непонятны? Важно обращать внимание детей на слова, употребленные в пере­ носном смысле, выяснять, как ребята понимают их значение.2 Словарная работа по тексту учебника органически сливается с рабо­ той над понятиями. Организации такой работы способствует шрифтовые выделения в тексте и методический аппарат учебника. Шрифтовые выде­ ления помогают ученикам зрительно выделить важные для смыслового понимания текста новые слова. Нужно, чтобы ребята привыкли не упус­ кать их из виду и умели их объяснять. Методический аппарат учебника не­ редко включает существенные вопросы и задания для проведения словар­ ной работы по тексту параграфа. Необходимым компонентом учебника при проведении работы с тек­ стом является словарь исторических терминов. Однако сводный словарь терминов и понятий представлен не во всех современных школьных учеб­ никах истории. Словарная работа является неотъемлемой частью объяснительного чтения - основного приема работы с тестом параграфа, направленного на его понимание. Объяснительное чтение - это чтение отдельных наиболее сложных Фрагментов или всего параграфа по частям и организация аналитической беседы по содержанию прочитанного текста. Этот прием можно назвать иначе аналитическим чтением. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавате- г лей. - СПб.: КАРО, 2006, С.26-28. Другие виды словарных заданий см. В кн.: Запорожец Н.И. Развитие умений и навы­ ков учащихся в процессе преподавания истории (IV-VIII классы). Пособие для учите­ лей. -М .: Просвещение, 1978, С. 99-101. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz