Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

2.3. Обучение учащихся осмысленному чтению историчес текстов и умению выделить главное (3-6 классы). В работе с текстом учебника все зависит от понимания прочитанно­ го. В этом отношении стоит привести замечание Р.Оуэна: «Во многих школах детей не учат понимать прочитанное, и время, которое тратится на такое жалкое учение, можно считать совершенно потерянным. В других школах дети, благодаря невежеству своих учителей, приучаются верить, не рассуждая; в результате этого они не приобретают способности мыслить и рассуждать правильно».1 Со всей очевидностью первоначальной задачей в организации рабо­ ты с историческими текстами является обучение учащихся осмысленному чтению текста и умению выделить главное в содержании исторического текста. Эта задача особенно актуальна для первых лет обучения истории (не только для начальной школы, но и для 5-6 классов). В 3-4 классах началь­ ной школы ученики впервые обращаются к историческому тексту. В 5-6 классах в сторону усложнения меняется стиль изложения исторического материала в учебниках. Бывает заметно, как на первых порах даже учени­ ки, которые обладают навыком беглого чтения, с трудом овладевают смысловыми единицами исторического текста. А если учесть, что далеко не все ученики даже в 5-6 классах умеют читать бегло, «спотыкаются» на незнакомых словах, сложных предложениях, то для таких учеников смысл прочитанного вообще остается на втором плане. В работах Г.Г. Граник приведены результаты исследований по выявлению способностей уча­ щихся младшего и среднего школьного возраста владеть приемами пони­ мания текста.2 Цифры заставляют задуматься: число детей правильно по­ нимавших смысл прочитанного составило лишь 6% от общего числа испы­ туемых. Как же разрешать проблему? С чего начать? Для методического решения данной проблемы учителю важно пред­ ставлять психологические механизмы понимания текста. Понимание явля­ ется составной частью мышления —это и функция мышления, и его ре­ зультат. Для того, чтобы ученик понял изложенный в тексте материал, нужно, чтобы он прошел необходимые уровни понимания. При восприя­ тии текста его понимание осуществляется на четырех уровнях: Первый уровень - понимание слов (представление образов, предме­ тов или явлений, которые обозначаются словами - знаками). Второй уровень - понимание предложений - установление связей между словами. 1Цитата по кн. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2006, С.22. 2Граник Г.Г. и др. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1988. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz