Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ющие школьные учебники, чтобы выработать собственное отношение к учебной книге и определить, в какой степени можно на нее положиться. Свои обучающие и развивающие функции учебник выполняет не ав­ томатически, а лишь при продуманном и умелом использовании его учи­ телем и учениками. В методике работы со школьным учебником много аспектов и тон­ костей: это и мера соотношения содержания учебника и живого слова учителя, и методические особенности работы с различными компонентами учебной книги, и конечно, обучение учащихся работе с учебной книгой, развитие соответствующих умений и навыков работы с текстовой инфор­ мацией. Сосредоточим особое внимание на организации работы с текстом учебника. 2.2, Основные умения работы с текстом учебника. Школьный учебник - основная историческая книга для учащихся. К ней они обращаются и на уроке и дома. Поэтому ребят надо научить рабо­ тать с учебником и, прежде всего, с основным текстом учебной книги. В соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования и на основе примерной образовательной программы по исто­ рии1представим сводный перечень основных учебных действий, которы­ ми учащихся должны овладеть при работе с тестом учебника: • внимательно и сознательно читать текст • выделять главное в содержании прочитанного текста • объяснять исторические термины • излагать основное содержание параграфа (близко к тексту, своими словами, по плану, по опорным словам) • использовать в пересказе несколько источников знаний (текст параграфа, документа, иллюстрации) • составлять план по тексту параграфа • подбирать в тексте параграфа доказательства к сформулиро­ ванным выводам и положениям • формулировать вопросы к тексту параграфов • самостоятельно работать с учебником по заданию учителя • составлять план-конспект по сложным вопросам темы • сопоставлять факты учебника с первоисточником; углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы. 1Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государствен­ ного стандарта. Примерные программы по истории. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадь­ ев.-М.: Дрофа, 2008, С. 20-21, 105-106. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz