Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Размышляя над позициями оппонентов, можно заметить, что вторая точка зрения имеет много притягательных аспектов, ибо роль историче­ ских документов, как первоисточников исторических знаний исключи­ тельна. Их использование, как уже было отмечено выше, повышает науч­ ность обучения, приближает знание к исторической истине, активизирует мысль ученика, открывает простор для самостоятельных суждений. Несо­ мненно, школьников надо учить работе с документальными текстами и в ряде случаев они могут стать основными ведущими источниками знаний по урочной теме или отдельным проблемам истории. Однако полное вы­ теснение ими адаптированных учебных тестов, в том числе школьных учебников, представляется крайностью. Такой подход может быть оправ­ дан в специально отобранных исторических классах. В массовой школьной практике, тем более на ранних этапах обучения истории, трудно обойтись без учебников и учебных пособий, систематизирующих базовую историче­ скую информацию. Следует взять во внимание и то, что далеко не все ученики после окончания школы профессионально свяжут свою жизнь с исторической наукой. Выпускники основной и средней школы должны по­ лучить качественное общее образование по истории. Оно предполагает, наряду с формированием общей исторической грамотности и овладение умениями работы с документальными источниками, и способность крити­ чески воспринимать тестовую историческую информацию, и многое дру­ гое. При 3foM общее историческое образование не нацелено на профессио­ нальную подготовку историка. Поэтому в массовой школьной практике лидерство школьного учебника, как специального средства организации учебного процесса, вполне очевидно. Школьный учебник по сей день является необходимым средством обучения и представляет собой особый источник знаний по истории. Школьный учебник содержит специально отобранный и подготов­ ленный для восприятия текст вместе с его методическим оформлением, что выделяет его из числа других печатных источников и учебной литера­ туры. Школьный учебник —это своеобразный инструмент обучения. Его по праву называют орудием труда учителя и ученика. Современный школьный учебник представляет собой многофункци­ ональную книгу, которая соединяет в себе элементы разных учебных по­ собий: и хрестоматии, и справочника, и сборника заданий. Хороший, качественный учебник позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся на его основе. Он должен полно­ ценно использоваться наряду с другими источниками знаний и средствами обучения истории. Поскольку все школьные учебники, в том числе и самые «новоиспе­ ченные», не лишены недостатков, учителю нужно хорошо знать действу­ 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz