Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Размышляя над позициями оппонентов, можно заметить, что вторая точка зрения имеет много притягательных аспектов, ибо роль историче ских документов, как первоисточников исторических знаний исключи тельна. Их использование, как уже было отмечено выше, повышает науч ность обучения, приближает знание к исторической истине, активизирует мысль ученика, открывает простор для самостоятельных суждений. Несо мненно, школьников надо учить работе с документальными текстами и в ряде случаев они могут стать основными ведущими источниками знаний по урочной теме или отдельным проблемам истории. Однако полное вы теснение ими адаптированных учебных тестов, в том числе школьных учебников, представляется крайностью. Такой подход может быть оправ дан в специально отобранных исторических классах. В массовой школьной практике, тем более на ранних этапах обучения истории, трудно обойтись без учебников и учебных пособий, систематизирующих базовую историче скую информацию. Следует взять во внимание и то, что далеко не все ученики после окончания школы профессионально свяжут свою жизнь с исторической наукой. Выпускники основной и средней школы должны по лучить качественное общее образование по истории. Оно предполагает, наряду с формированием общей исторической грамотности и овладение умениями работы с документальными источниками, и способность крити чески воспринимать тестовую историческую информацию, и многое дру гое. При 3foM общее историческое образование не нацелено на профессио нальную подготовку историка. Поэтому в массовой школьной практике лидерство школьного учебника, как специального средства организации учебного процесса, вполне очевидно. Школьный учебник по сей день является необходимым средством обучения и представляет собой особый источник знаний по истории. Школьный учебник содержит специально отобранный и подготов ленный для восприятия текст вместе с его методическим оформлением, что выделяет его из числа других печатных источников и учебной литера туры. Школьный учебник —это своеобразный инструмент обучения. Его по праву называют орудием труда учителя и ученика. Современный школьный учебник представляет собой многофункци ональную книгу, которая соединяет в себе элементы разных учебных по собий: и хрестоматии, и справочника, и сборника заданий. Хороший, качественный учебник позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся на его основе. Он должен полно ценно использоваться наряду с другими источниками знаний и средствами обучения истории. Поскольку все школьные учебники, в том числе и самые «новоиспе ченные», не лишены недостатков, учителю нужно хорошо знать действу 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz