Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Авторами инновационного подхода в 90-е годы XX века выступили ученые-историки Ю.Л.Троицкий, К Г. Митрофанов и Б.Д.Богоявленский. Они исходили из главной цели исторического образования. В их понима­ нии она заключается в развитии исторического мышления школьников. Следовательно, на уроках истории надо заниматься не изучением интер­ претаций исторического процесса, изложенных на страницах учебников, а обучать школьников «ремеслу историка», то есть, включать учащихся в ту исследовательскую работу, какой обычно занимаются профессиональные историки: проводить анализ подлинных текстов, документальных свиде­ тельств прошлого и на их основе давать возможность школьникам самим писать историю .1 Приведем для ясности некоторые аргументы авторов технологии «обучения ремеслу историка». В опубликованной статье «Нужен ли школе учебник истории?», Ю.Л.Троицкий пишет: «Конечная цель всякого учебни­ ка -убедить читателя в своей правоте.<...> Вот почему все основные функции учебной книги - информационную, логическую, фактографиче­ скую, дидактическую —перекрывает пафос убеждения. Автор учебника стремится приблизить читательскую точку зрения к своей собственной <■..>. Учебник менее всего дает простор для самостоятельного осмысле­ ния исторических реалий <...>. Следовательно, школьнику остается только принять позицию автора учебной книги. <...> .Даже обширные до­ кументальные вставки и цитирование внутри авторского текста прочи­ тываются совсем не так, как они читались в родном текстовом окруже­ нии <...>. Учебник истории —по крайней мере, в том виде, в каком этот книжный жанр у нас сложился, - менее всего подходит для выполнения главной цели исторического образования, для формирования историческо­ го мышления школьников. Эту задачу можно решить ...только с помощью особой текстовой конструкции, существующей по законам произведения. <■■■>.Замена учебника документальным комплексом по существу стирает разницу между характером занятий профессиональных историков <...> и тем, что делают на уроке школьники.»} Определите свое отношение к названным позициям о роли школьного учебника в изучении истории. Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. / Преподавание истории в школе ,1995, №3, С.29;. Тро­ ицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования. / «История»- приложение к газете «Первое сентября», 1994, № 45.; Троицкий Ю.Л. Об инновационном стандарте исторического образования. /«История», 1996, № 36, С. 5; Троицкий Ю.Л. Дети пи­ шут историю. (Инновационная технология исторического образования). / Преподава- 2 ние истории в школе, 1999, №1, С. 24. Ю.Троицкий. Нужен ли школе учебник истории? / «История»- приложение к газете «Первое сентября, 1997, № 25, С. 9. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz