Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
формации по современной истории, выступает средством развития само стоятельности мышления, формирования критического подхода к источ никам получения информации. Особо следует остановиться на вопросах, связанных с использовани ем учебника в школьном изучении истории. 2. Учебник в школьном обучении истории Отношение к использованию учебника в школьном обучении исто рии неоднозначно в современном педагогическом сообществе. Познакомьтесь с фрагментами одной методической статьи, которую пока не бу дем сопровождать выходными данными. Проанализируйте содержание извлечений и ответьте на вопросы: • Какие проблемы в ней поднимаются? • Как бы вы озаглавили эту статью? • Выскажите свои предположения о времени ее появления «...Существует распространенное мнение среди ряда методистов, что учеб ник должен охватывать весь педагогический процесс в целом, все его звенья. Учебник должен давать не только материал для самостоятельной работы учащегося, но должен организовывать также и учебу учащегося: быть безмолвным, но многоречи вымруководителем на всех ступенях его работы...». «...Нередко можно встретить утверждение, чтоучебник по истории является не главным и не единственным средством учебы. Авторы этой точки зрения учебнику отводят второстепенное и подсобное место... С. Дзюбинский предлагает вначале проработать ряд проблем по разли источникам: по архивам или историческим документам... Только после этого учаще муся предлагается обратиться к учебной книге для того, чтобы обобщить и закре пить приобретенные знания и навыки...». «...учебная книга по историческим дисциплинам является основным отправным моментом учебного процесса. Самостоятельная исследовательская (в учебном смыс ле) работа учащихся находит свое приложение, отправляясь от учебника. Конечно, учебник не является единственным источником и материалом для работы. Но он за нимает не второстепенное, а основное место в педагогическом процессе, и не в его конце, а в начале...». «...Разговоры на тему о «догматизме» изложения являются излюбленным воз ражением ряда авторов, направленным против учебника... Всякое преподавание как передача новым поколениям формальных и фактических знаний, добытых наукой, но сит на себе печать догматизма и не может не носить его. Ни наше преподавание, ни наш ... учебник не могут обойтись без сообщения знаний «в готовом виде». Это озна чало бы отказ от социального опыта... поэтому соображения по поводу «догматиз ма» учебника, по существу, относятся не к учебнику, а к методу занятий, к механизму восприятия учащегося. Одно дело - догматически запоминать, заучивать, зазубри вать, другое дело - воспринимать активно, сознательно, творчески...». Какие проблемы затрагиваются и поднимаются в статье? 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz