Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

формации по современной истории, выступает средством развития само­ стоятельности мышления, формирования критического подхода к источ­ никам получения информации. Особо следует остановиться на вопросах, связанных с использовани­ ем учебника в школьном изучении истории. 2. Учебник в школьном обучении истории Отношение к использованию учебника в школьном обучении исто­ рии неоднозначно в современном педагогическом сообществе. Познакомьтесь с фрагментами одной методической статьи, которую пока не бу­ дем сопровождать выходными данными. Проанализируйте содержание извлечений и ответьте на вопросы: • Какие проблемы в ней поднимаются? • Как бы вы озаглавили эту статью? • Выскажите свои предположения о времени ее появления «...Существует распространенное мнение среди ряда методистов, что учеб­ ник должен охватывать весь педагогический процесс в целом, все его звенья. Учебник должен давать не только материал для самостоятельной работы учащегося, но должен организовывать также и учебу учащегося: быть безмолвным, но многоречи­ вымруководителем на всех ступенях его работы...». «...Нередко можно встретить утверждение, чтоучебник по истории является не главным и не единственным средством учебы. Авторы этой точки зрения учебнику отводят второстепенное и подсобное место... С. Дзюбинский предлагает вначале проработать ряд проблем по разли источникам: по архивам или историческим документам... Только после этого учаще­ муся предлагается обратиться к учебной книге для того, чтобы обобщить и закре­ пить приобретенные знания и навыки...». «...учебная книга по историческим дисциплинам является основным отправным моментом учебного процесса. Самостоятельная исследовательская (в учебном смыс­ ле) работа учащихся находит свое приложение, отправляясь от учебника. Конечно, учебник не является единственным источником и материалом для работы. Но он за­ нимает не второстепенное, а основное место в педагогическом процессе, и не в его конце, а в начале...». «...Разговоры на тему о «догматизме» изложения являются излюбленным воз­ ражением ряда авторов, направленным против учебника... Всякое преподавание как передача новым поколениям формальных и фактических знаний, добытых наукой, но­ сит на себе печать догматизма и не может не носить его. Ни наше преподавание, ни наш ... учебник не могут обойтись без сообщения знаний «в готовом виде». Это озна­ чало бы отказ от социального опыта... поэтому соображения по поводу «догматиз­ ма» учебника, по существу, относятся не к учебнику, а к методу занятий, к механизму восприятия учащегося. Одно дело - догматически запоминать, заучивать, зазубри­ вать, другое дело - воспринимать активно, сознательно, творчески...». Какие проблемы затрагиваются и поднимаются в статье? 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz