Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толе­ рантного отношения к представителям других народов и стран».1 Указанные формулировки целей не явились окончательными. В процессе разработки новых государственных образовательных стандартов второго поколения они были уточнены и сформулированы в виде совокуп­ ности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств лич­ ности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социаль­ ном контексте: «Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентифи­ кации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысле­ ния исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной де­ ятельности. Задачи изучения истории в основной школе: • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно- национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающеммире; • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человече­ ского общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политиче­ ской, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отече­ ству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаи­ мопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ ских ценностей современного общества; • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в раз­ личных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руко­ водствуясь принципами историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленно­ сти; • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном об­ ществе».2 Обобщая, предпринятые в государственных образовательных стан­ дартах подходы к определению целей современного школьного историче­ ского образования, можно констатировать, что школьная история рас­ сматривается сегодня как важный инструмент социализации и формиро­ вания ценностно-ориентированной личности, способной к самоидентифи­ кации, самоопредлению и самореализации в современном мире. История - важное средство формирования исторического сознания молодежи и пре­ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образова- ния./Сборник нормативных документов. История. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2 М.: Дрофа, 2006, С.14. Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории. //Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, № 1, С.13-14. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz