Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ры в ходе сравнения версий ответов и гипотез учеников по изучаемым дискуссионным вопросам, версий учеников и ученых и т.п. - метод исследования, сущность которого изложена выше. - метод конструирования понятий направленный на совместное или самостоятельное формулирование определение понятий, выбор наиболее удачных и совершенных. - метод гипотез, направленный на развитие гибкого мышления, способности к прогнозированию, аргументации высказываемых предпо­ ложений. Он основан на выполнении заданий по конструированию версий ответов относительно поставленных проблемных вопросов. - метод ошибок предполагает конструктивное использование пред­ намеренных ошибок - метод конструирования теорий Он в большей мере относится к естественно-научным областям знаний. В школьном изучении истории этот способ обучения может быть применим для теоретического обоснова­ ния фактов, процессов, при обсуждении проблемы: закономерность или случайность? Он может быть использован при обосновании причин, фак­ торов, обусловивших возникновение и развитие исторических явлений. Группа креативных методов - направлена на развитие творческих качеств личности, творческого потенциала и творческого мышления уча­ щихся. Из их числа в преподавании истории могут успешно использовать­ ся: - Метод придумывания: к примеру, творческие сочинения от имени современников эпохи, участников событий. - Метод образной картины. - Метод гиперболизации может выражать в творческих заданиях для учащихся с установками на составление самого большого кроссворда, са­ мого длинного чайндата, самого полного глоссария по изученной теме и т.п. - «Мозговой штурм», предполагающий сбор как можно большего числа идей по обсуждаемому вопросу, проблеме. Оргдеятельностные методы - направлены на развитие деловых и организационных качеств личности ученика. Все методы, выделенные ис­ следователем в этой группе, актуальны для организации учебно- познава­ тельной деятельности учащихся на современном уроке истории. В их числе: - Методы ученического целеполагания: вовлечение учеников в опре­ деление и формулировку целей и задач предстоящей деятельности. - Методы ученического планирования. Вовлечение учащихся в про­ цесс планирования своей образовательной деятельности на определенный период: урок, день, неделю; на период изучения темы, раздела, выполне­ ния творческой работы, для разработки проекта и т.п.. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz