Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ютерного словаря, где оно обозначает возможность пользователя обмени­ ваться информацией с компьютером, направлять развитие процесса. Ин­ терактивные методы в процессе школьного обучения истории предполага­ ют не только организацию учебной работы на основе использования ком­ пьютерной техники и Интернет-ресурсов. Интерактивные методы - это способы обучения, основанные на активном взаимодействии субъектов учебного процесса, когда учитель организует не только взаимодействие с учащимися, но и учащихся друг с другом. К интерактивным методам отно­ сятся дискуссии, тренинги, деловые игры, проектная деятельность. Неред­ ко они сливаются с различными формами и средствами обучения, когда организуется работа в парах, тройках, малых учебных группах и т.д. Особо можно выделить классификацию методов обучения с точки зрения продуктивного личностно-ориентированного образования, научно­ му обоснованию которой посвящены педагогические исследования и тру­ ды А.В. Хуторского.1 Автор выделяет методы, направленные на развитие творческого потенциала учеников: когнитивные, креативные, оргдеятель- ностные. Когнитивные методы - это методы учебного познания, направлен­ ные на развитие познавательных способностей и глубокое познание изуча­ емого объекта. В преподавании и изучении истории из этой группы мето­ дов могут быть использованы: - метод эмпатии (вживания) - метод смыслового видения, направленный на осмысление перво­ причины, сущности изучаемых фактов, явлений: Почему так произошло? Каковы мотивы? - метод образного видения, направленный на эмоционально­ образное исследование объекта. (Нарисовать увиденные или воображае­ мые образы, образно реконструировать исторические объекты или события и т.п.). - метод символического видения: «остроение связи между объектом изучения и его символом. Это может найти выражение в составлении сим­ волических опорных конспектов по изучаемым темам и вопросам истории. - метод эвристических вопросов, через систему которых находятся решения исследуемой общей проблемы. - метод сравнения, предполагающий не только и не столько тради­ ционные мыслительные операции, сколько создание творческой атмосфе- Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001, С.322- 335.; Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1988. - 266с.; Хуторской А.В. Разви­ тие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учите­ ля. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская); Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обуче­ ния. - М., Изд-во МГУ, 2003. - 416с. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz