Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
ние возникших или выдвигаемых учебных проблем совместно с учителем. Знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, а их нужно добыть самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью раз нообразных средств. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, разрешают проблемные си туации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результа те чего формируются осознанные знания и умения. Часть знаний сообщает учитель, часть - учащиеся добывают самостоятельно и на отдельных эта пах учебного поиска проявляют значительную самостоятельность. Это формирует опыт самостоятельной познавательной поисковой деятельно сти. Показательным и наиболее распространенным приемом частично поискового метода в обучении истории является эвристическая беседа. Сущность исследовательского метода обучения сводится к самосто ятельной творческой поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель - организатор, ученики работают самостоятельно. Ученики самостоятельно делают выводы, проводят анализ, решают не стандартные учебные задачи, изучают первоисточники, специальную ли тературу, проводят ученические исследования, выстраивают свою родо словную, составляют доклады, рефераты и т.д. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний и овладение уме ниями. Однако в рамках уроках истории из-за ограниченного времени можно использовать лишь элементы, отдельные приемы исследователь ского метода. Он трудоемкий и затратный по времени. Широкие возмож ности для его применения открываются во внеурочной работе по истории и обществознанию. Эффективность метода возрастает в условиях создания и реализации индивидуальных программ и маршрутов организации учеб но-исследовательской деятельности школьников. Указанные классификации методов обучения тесно взаимосвязаны, поскольку с любым источником знаний можно организовать различную по характеру и уровню самостоятельности познавательную деятельность учащихся. Попробуйте привести примеры такой взаимосвязи методов. Помимо названных, имеют место и другие подходы к классифика ции методов организации учебно-познавательной деятельности. В ряде случаев методы обучения классифицируют по степени взаи модействия субъектов процесса обучения. По этому основанию выделяют пассивные, активные и интерактивные методы. По поводу деления мето дов на «пассивные и активные» ученые спорят. Многие утверждают, что метод не может быть ни пассивным, ни активным, таким его делают учи тель или ученики. А вот, интерактивные методы, бесспорно, составляют отдельную группу. Название «интерактивные» позаимствовано из компь 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz