Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ние возникших или выдвигаемых учебных проблем совместно с учителем. Знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, а их нужно добыть самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью раз­ нообразных средств. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, разрешают проблемные си­ туации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результа­ те чего формируются осознанные знания и умения. Часть знаний сообщает учитель, часть - учащиеся добывают самостоятельно и на отдельных эта­ пах учебного поиска проявляют значительную самостоятельность. Это формирует опыт самостоятельной познавательной поисковой деятельно­ сти. Показательным и наиболее распространенным приемом частично­ поискового метода в обучении истории является эвристическая беседа. Сущность исследовательского метода обучения сводится к самосто­ ятельной творческой поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель - организатор, ученики работают самостоятельно. Ученики самостоятельно делают выводы, проводят анализ, решают не­ стандартные учебные задачи, изучают первоисточники, специальную ли­ тературу, проводят ученические исследования, выстраивают свою родо­ словную, составляют доклады, рефераты и т.д. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний и овладение уме­ ниями. Однако в рамках уроках истории из-за ограниченного времени можно использовать лишь элементы, отдельные приемы исследователь­ ского метода. Он трудоемкий и затратный по времени. Широкие возмож­ ности для его применения открываются во внеурочной работе по истории и обществознанию. Эффективность метода возрастает в условиях создания и реализации индивидуальных программ и маршрутов организации учеб­ но-исследовательской деятельности школьников. Указанные классификации методов обучения тесно взаимосвязаны, поскольку с любым источником знаний можно организовать различную по характеру и уровню самостоятельности познавательную деятельность учащихся. Попробуйте привести примеры такой взаимосвязи методов. Помимо названных, имеют место и другие подходы к классифика­ ции методов организации учебно-познавательной деятельности. В ряде случаев методы обучения классифицируют по степени взаи­ модействия субъектов процесса обучения. По этому основанию выделяют пассивные, активные и интерактивные методы. По поводу деления мето­ дов на «пассивные и активные» ученые спорят. Многие утверждают, что метод не может быть ни пассивным, ни активным, таким его делают учи­ тель или ученики. А вот, интерактивные методы, бесспорно, составляют отдельную группу. Название «интерактивные» позаимствовано из компь­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz