Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
• проблемное изложение • частично-поисковый (эвристический) • исследовательский (творческо-поисковый).1 Информационно-рецептивный метод предполагает передачу знаний в «готовом» виде». Учитель на основе различных источников и средств обучения передает учебную информацию. Он дает знания (рецепты) о спо собах действий с историческим материалом. Это может быть конкретный показ, образец выполнения действия, описание приема работы и т.п. Дея тельность учащихся проявляется в восприятии, осмыслении, запоминании передаваемой информации и последующем ее воспроизведении. Таким об разом, деятельность учащихся имеет воспроизводящий характер. Познава тельная самостоятельность учеников минимальна. Подумайте, возможно ли в школе обойтись без такого способа обучения? Репродуктивный метод предполагает овладение опытом учебно познавательной деятельности путем выполнения различных упражнений по известным образцам и применения учениками знаний в схожих, легко узнаваемых ситуациях. Необходимая прочность знаний и умений обеспе чивается путем многократного их повторения в соответствующих учебных ситуациях. Главное преимущество названных методов - их экономичность. Они обеспечивают возможность передачи значительного объема знаний, уме ний за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Как известно, человеческая деятельность может быть репродуктив ной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в учебном процессе нельзя. Метод проблемного изложения является переходным от исполни тельской к творческой деятельности. На определенных этапах обучения, в различных нестандартных ситуациях учащиеся оказываются не в силах самостоятельно решать выдвигаемые проблемные задачи, отвечать на про блемные вопросы, поэтому учитель показывает путь решения поставлен ной проблемы от начала до конца. Он выдвигает и формулирует проблему, размышляет вслух относительно возможных путей и способов ее решения, предъявляет и анализирует информацию, делает и аргументирует выводы. И хотя учащиеся сами непосредственно не участвуют в решении пробле мы, а всего лишь наблюдают, мысленно следуют за ходом размышлений учителя, они учатся решать познавательные затруднения. Частично-поисковый (эвристический) метод предполагает уже непосредственное включение учеников в поисковую деятельность и реше 1Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981, - С. 94- 132. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz