Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

операциям. В первом случае выделяют методы организации изучения ма­ териала, повторения, закрепления, применения знаний и т.п. Во втором случае такие методы как: индуктивный, дедуктивный, методы анализа, обобщения, сравнения и т.д. Наиболее распространенными и научно обоснованными являются две хорошо известные педагогам классификации методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. 1. Традиционная классификация, берущая начало в древних фи­ лософских и педагогических системах и уточненная для нынешних усло­ вий. Она группирует методы по источникам знаний. Издавна известны три источника знаний: слово, наглядность (образ), практика. Соответственно, выделяется три группы методов: словесные, наглядные, практические. Эта классификация методов обучения широко применялась и приме­ няется в обучении истории. Она подробно описана во всех поколениях ву­ зовских учебников по методике преподавания истории.1 По оценке некоторых современных ученых, весьма авторитетных в области педагогики: «Эта классификация была и остается наиболее емкой, самой простой и очевидной. Ведь никаких иных способов, кроме слова, наглядности и практики, не существует, чтобы воздействовать на сознание школьников. Они были и всегда останутся главными источниками обуче­ ния. Традиционная классификация одинаково хорошо согласуется со все­ ми теориями обучения».2 2. Классификация методов по типу (характеру) учебно- познавательной деятельности и уровню самостоятельности (напряжен­ ности) познавательной деятельности учащихся. Эту классификацию методов обосновали известные отечественные ученые в области теории обучения И.Я. Лернер и М.Т.Скаткин.3 Авторы данной классификации главным основанием в организации учебного процесса рассматривают не источник знаний, а позицию ученика, как субъекта учебного процесса. От того, насколько активен, самостояте­ лен ученик в процессе обучения, какой характер имеет осуществляемая им познавательная деятельность, зависит и результативность обучения. По этим основаниям выделяется пять методов обучения: • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) • репродуктивный Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968, Р-Н, С.49-329; Методика преподавания истории в средней школе./С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др - М.: Просвещение, 1986; Студеникин М.Т. Методика преподава- 2 ния истории в средней школе.- М.: Владос, 2000. Подласый И.П. Педагогика: учебник / 2-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт; 2011, 3 С. 325. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения.// Советская педагогика, 1965, № 3; Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981, - 186 с. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz