Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

а содержанию предмета. Контроль качества обучения сводится к контролю усвоения предмета. Предметно-ориентированная технология безжалостна к ученикам: если ученик по разным причинам не овладевает содержанием предмета - он отстающий, неуспевающий. Вместе с тем данная технология способна обеспечить высокий уровень обученности. Ее можно назвать традиционной технологией обучения. Личностно-ориентированная технология. В центре этой технологии - ученик. Материал служит необходимым средством развития ученика. Цель - развивать личность, а не овладевать предметом. Показатель обуче­ ния - не количество и качество усвоенных знаний, а прогресс личности ученика: развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, само­ определение, самостоятельность, независимость суждений и т.п. Процесс обучения по личностно-ориентированной технологии строится «от учени­ ка», и если тот не желает учиться, процесс сжимается, деформируется, или даже прекращается сам собой. Основной критерий оценки результативно­ сти обучения - удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации. В условиях существующей классно-урочной системы, наполняемо­ сти классов и наличии жестких стандартных требований к уровню подго­ товки выпускников школы и содержанию предметных образовательных программ полноценная реализация данной технологии в массовой школь­ ной практике оказывается проблематичной. Технология сотрудничества (партнерская технология). Она преду­ сматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и лич­ ностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности ученика. Главное в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимания закономерностей в сочетании с развитием собственно­ го Я, личностными оценочными суждениями и другими важными каче­ ствами развитого мышления. Эта технология труднейшая с точки зрения практической реализации и требует от педагога высокого профессионализма. Справедливости ради следует подчеркнуть, что в традиции российской школы и системы обра­ зования всегда было решение триединой задачи: научить, развить и воспи­ тать. И российские педагоги накопили богатейший опыт применения этой образовательной технологии. Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке образовательных услуг, современный учитель должен свободно владеть не только базисными, но и многими частными технологиями организации учебно-воспитательного процесса, соответствующими задачам развивающего обучения. В препода­ вании истории к их числу относятся: * технология проблемно-диалогового обучения технология обучения «ремеслу историка» 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz