Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Технологический подход к обучению предусматривает точное ин струментальное управление учебным процессом и достаточно гарантиро ванное достижение поставленных учебных целей. В зарубежной и отечественной школьной практике апробированы многие педагогические технологии. К примеру, только в опубликованных трудах Селевко Г.К. описано более 500 педагогических образовательных технологий. Сосчитать технологии невозможно. Порой любое, даже не значительное обособленное действие объявляют технологией. Например, говорят: «технология заполнения классного журнала», «технология опро са» и т.п. При таком многообразии важна классификация педагогических тех нологий. В самом общем виде педагогические технологии классифици руют, как: учебные, образовательные, воспитательные, общепедагогические, развивающие, формирующие, учительские (авторские, персональные).1 Особое место в иерархии технологий занимают учительские техно логии. Их отличительная особенность - неразрывная связь с личным ма стерством учителя, собственным педагогическим почерком. Такие техно логии почти недоступны для повторения, так как несут в себе неповтори мый отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. В существующем многообразии современных образовательных тех нологий важно выделить базисные технологии организации учебно- воспитательного процесса. Поскольку в дидактическом процессе взаимодействуют учитель, ученик и предмет обучения различают три технологии организации учеб- но-воспитательного процесса в зависимости от того, чему отдается прио ритет: 1. Предметно-ориентированное обучение, направленное на усвоение предмета. ( Условно ее называют «продуктивной технологией) 2. Личностно-ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика. (Условно - «щадящая технология) 3. Сотрудничество, направленное на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика. ( «Партнерская технология).2 Цели учебного процесса при каждой из этих технологий различны и они завершаются созданием различных продуктов. Предметно-ориентированная технология. Главное место в ней от водится учебному предмету. Усвоение материала - главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: «материал - ученик —результат». Обучение осуществляется «от предмета». Ученик стоит в этой цепочке после предмета и не ему уделяется главное внимание, 1Подласый П.И. Указ. Соч., С. 380. 2 Там же, С.381. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz