Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Из множества определений обратим внимание на следующее: Ме­ тоды обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленной цели. Это определение представляется наиболее точным, так как отражает саму сущность процесса обучения, как двухстороннего процесса, в кото­ ром ученик - не только объект, но и субъект учебного процесса, реальный и активный его участник. Любой, используемый метод обучения, подразу­ мевает не только организацию преподавательской деятельности, но и ор­ ганизацию учебной познавательной деятельности учащихся. Поэтому в структуре методов обучения выделяют приемы. Что такое методический прием? Прием —это элемент метода, его составная часть, разовое дей­ ствие, отдельный шаг в реализации метода или его модификация. Именно поиск и включение новых приемов, их совершенствование, многообразие сочетаний способствует развитию методов обучения. Поскольку методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в составе методов выделяют приемы преподавания и приемы учения. Подумайте и объясните, как соотносятся понятия «методы» и «формы» обуче­ ния? Форма обучения более широкое понятие и предполагает комплекс­ ное использование во взаимосвязи определенных методов и средств обу­ чения. Понятие «формы» используется по отношению к обучению в двух интерпретациях: а) как форма обучения б) как форма организации обучения.1 Общие формы обучения различают по количеству участников, спо­ собу их коммуникативного взаимодействия. По этим критериям выделя­ ют: фронтальные, групповые, индивидуальные2, а также коллективные, парные3. Формы организации обучения - обозначают определенный вид за­ нятия или его методическую модель. Например, урок —основная форма организации учебного процесса, но есть еще и такая форма организации учебного процесса как факультативные занятия. И те, и другие могут про­ ходить в форме лекции, семинара, экскурсии, практикума и т.д. С указанными понятиями тесно связана категория «педагогическая технология», которая широко вошла не только в современную педагоги­ ческую лексику, но и в реальный учебный процесс. 1Хуторской А.в. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001, С. 297. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Кн. для учителя. - М.: Про­ свещение, 1988, С. 8-23. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Про­ свещение, 1989, С. 153. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz