Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Раздел III Методы, приемы и средства обучения истории Вспомним, что основными вопросами методики обучения истории, как науки и частной дидактики, являются вопросы: «Для чего учить?», «Чему учить?», «Как учить?», «Каковы результаты обучения?». Раскрывая вопросы: «для чего и чему учить?», мы неизбежно выхо­ дили на вопрос «как учить?». Ответ на этот традиционный дидактический вопрос выводит нас на категории методов, форм, технологий обучения. Все они неразрывно связаны в организации учебного процесса и выполня­ ют свои специфические функции. В единой дидактической цепочке факторов и компонентов учебного процесса роль методов обучения является определяющей. Метод обучения —главный инструмент педагогической деятельности. Именно он связывает запрограммированную цель и результат обучения. Правильный выбор ме­ тодов обучения - существенный фактор качества и результативности обу­ чения. Неслучайно поэтому проблема методов обучения активно обсужда­ лась и решалась на всем протяжении истории советской школы. Она оста­ ется дискуссионной и в современной педагогической науке. Значительный научный вклад в теорию методов обучения внес И.Я Лернер. В ходе глу­ бокого исследования, он вывел дидактические основы методов обучения и выстроил передовую для своего времени научную концепцию, явившуюся теоретическим фундаментом для частных предметных методов обучения. Предложенная ученым система методов обучения, основанная на вычлене­ нии значимых компонентов социального опыта ученика и отношении к учащемуся как активному субъекту учебного процесса, созвучна с совре­ менными задачами социализации личности школьника и по-прежнему вос­ требована в практике преподавания истории. Лекция 1 Система методов обучения истории Ключевые слова: метод обучения, методический прием, классифи­ кации методов обучения, форы обучения, педагогическая технология, фак­ торы выбора метода обучения. Основные вопросы. 1. Понятие о методах, формах и педагогических технологиях обучения. 2. Различные точки зрения на классификацию методов обучения. 3. Общая характеристика и сравнительные возможности ведущих методов обучения истории. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz