Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Особое место в процессе формирования основных учебных и интел­ лектуальных умений школьников по истории занимает работа, проводимая в этом направлении в основной школе. Лишь овладев в 5-9 классах основ­ ными способами работы с историческим материалом и приемами мышле­ ния, свободно оперируя ими, старшеклассники будут в состоянии самосто­ ятельно осмысливать и систематизировать множество новых фактов из разнообразных источников, преодолевать учебную перегрузку за счет ин­ тенсификации работы мышления. Успешность работы по формированию учебных и мыслительных умений обусловлена многими факторами. Важнейшими из них являются: общий уровень умственного развития и подготовленности школьников, а также продуманное планирование работы по формированию умений в дея­ тельности учителя. Приступив к работе с новым контингентом школьни­ ков, педагогу важно выявить уровень их основных умений, соотнести с требованиями образовательной программы, спланировать последователь­ ность введения и развития необходимых умений. Это станет своеобразной программой умственного развития учащихся. Рассматривая современные подходы к реализации деятельностной и компетентностной стратегии обучения, не стоит забывать, что проблема развивающего и практико-ориентированного обучения не нова. Значи­ тельный научный вклад в разработку теоретических и практических во­ просов развития мышления учащихся в процессе обучения внесли совет­ ские ученые психологи, педагоги, дидакты: Д.Н.Богоявленский, Л.С. Вы­ годский. П.Я. Гальперин, П.В.Гора, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Ма- хмутов, Н.Г. Дайри, Н.В. Кухарев и другие1. С их трудами полезно позна­ комиться любому практикующему преподавателю истории. В отечествен­ ной российской школе накоплен значительный педагогический опыт рабо­ ты, актуальный для обучения современных школьников жизненно важным умениям самостоятельной мыслительной деятельности. Инновационные процессы в школьной практике преподавания исто­ рии должны быть направлены не на разрушение, а на обогащение продук­ тивных идей и педагогических традиций российской системы образования. В этой связи не мешает напомнить мудрое изречение Конфуция: «Кто, по­ стигая новое, лелеет старое, - тот учитель». Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для Учителей. - М.: Просвещение, 1982.; Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1956.; Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме умственных дей­ ствий и понятий.—М., 1965; Дайри Н.Г. Об эффективности самостоятельной работы старшеклассников на уроке истории. - М., 1963; Занков JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.; Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоя­ тельности. - Минск: изд-во «Народная Асвета», 1972 . и др. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz