Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Можно сказать, что в структуре урока рефлексивная деятельность учащихся вписывается в такие традиционные этапы, как закрепление и обобщение изученного материала. Однако цель рефлексии и дидактиче­ ские задачи закрепления и обобщения, как звеньев учебного процесса, не тождественны. Для побуждения к рефлексии, самоанализу и осознанию ре­ зультатов собственной деятельности на уроке учащимся предлагается от­ ветить на вопросы: Что нового я узнал сегодня на уроке? Что я понял, чему научился? Какие задания и вопросы урока вызвали наибольший интерес, почему? Что еще я хочу узнать по этой теме? Какие были основные труд­ ности? Как я их преодолевал? Какие предложения по организации урока хочу высказать? и т.п. Следует особо подчеркнуть, что рефлексия является важным психо- лого-педагогическим элементом личностно-ориентированного обучения, так как побуждает учеников к самопознанию, самонаблюдению, осмысле­ нию личных результатов учения, позволяет осознать свою индивидуаль­ ность. В изучении истории важным проявлением рефлексивной деятельно­ сти является выражение собственного мнения, личного отношения к изу­ чаемым историческим фактам, деятелям, персоналиям. Привычка иметь и высказывать свое личное мнение на предмет обсуждения должна форми­ роваться со школьной скамьи. Поэтому на уроках следует чаще обращать­ ся к ученикам с вопросами: «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты считаешь, почему это событие помнят потомки?», «Как ты относишься, к такому поступку (решению) исторического деятеля» и др. Не трудно за­ метить, что подобные вопросы побуждают учащихся выражать свое соб­ ственное мнение, а не мнение автора учебника или учителя. Включаясь в такую творческую деятельность, школьники учатся выражать свои чувства словами. Рефлексия в обучении истории - один из путей развития критическо­ го мышления учащихся. Эффективным приемом развития критического мышления посредством рефлексии является составление синквейнов - не­ больших стихотворений-пятистиший. Подробное описание организации такой работы в рубрике «Мастер-класс» журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» дает автор одного из самых популярных школьных учебников истории Нового времени, известный петербургский учитель и методист А.Я.Юдовская.1 «Синквейн » происходит от французского слова, означающего «пять» и представляет собой пятистишие, построенное по определенным прави­ лам. 1Юдовская А.Я. Возможно ли личное отношение ученика к истории? // Преподавание истории и обществознания в школе», 2004, Ха 3, С. 64-67. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz