Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ные дискуссии вокруг целей и задач образования, особенно в области школьного преподавания истории. Подумайте, почему? Цели образования заключаются в ответе на вопрос - для чего учить? В общих целях образования отражается социальный заказ общества, государства. От того, какую цель ставит общество, государство перед школой и системой образования, зависит весь процесс обучения, его со­ держание и результат. Как показывает исторический опыт, по мере разви­ тия общества и государства меняется и их социальный заказ. Сопоставим, к примеру, целевую направленность школьного обуче­ ния истории в советском и современном российском обществе. Вот, как определялось назначение учебного предмета «История» в советской школе: «... Обучение истории призвано формировать у молодежи: марксистско-ленинское мировоззрение глубокую идейную убежденность четкий классовый подход к явлениям общественной жизни советский патриотизм верность пролетарскому интернационализму преданность делу партии коммунистическое отношение к труду, чувство долга и дисциплиниро­ ванность непримиримость к буржуазной идеологии подлинно научное, целостное понимание исторического процесса как за­ кономерного поступательного движения от одной общественно-экономической фор­ мации к другой, вплоть до победы коммунизма...»1 История - важнейший мировоззренческий предмет, поэтому не слу­ чайно в советский период ей отводилась особая роль в идейно­ политическом воспитании подрастающего поколения. Обучение было нацелено на воспитание молодежи в духе марксистско-ленинской идеоло­ гии, преданной делу партии, уверенной в победе коммунизма. Это соот­ ветствовало задачам советского государства, духу того времени. Под воз­ действием такого социального заказа в содержании школьных курсов ис­ тории акценты смещались в сторону политизации и идеологизации. В современной России идет процесс формирования гражданского общества, правового демократического государства. В этом контексте во­ просы целей школьного исторического образования вызывают всеобщий интерес, как со стороны педагогической общественности, различных слоев общества, так и со стороны государственной власти, различных политиче­ ских сил. Неслучайно вокруг целей современного школьного историческо­ го образования не прекращается полемика. Необходимо согласование ин­ дивидуальных, общественных и государственных потребностей в целевой направленности общего образования. 1Программы восьмилетней и средней школы. История. - М.: Просвещение, 1979, С.3-4. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz