Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

• если он вытекает из анализа фактов, то не должен превышать их объема и в то же время не упускать существенных фактов; • вывод сравнительного характера определяет общее и особенное в рассмотренных явлениях или констатирует главные исторические изменения; • вывод оценочного характера определяет итоги, значение, послед­ ствия событий, явлений, действий людей для развития страны, реги­ она, этноса и т.п.; • сделанный вывод надо уметь доказать, аргументировать. Умение школьников доказывать выдвигаемые положения надо также развивать и закреплять на всех этапах обучения истории. При первичном выдвижении задания на доказательство следует выяснить, как дети пони­ мают его смысл, по необходимости пояснить: «доказать» - это значит подтвердить или опровергнуть какую-либо мысль бесспорными фактами. Путем многочисленных заданий и упражнений, направленных на поиск доказательств тех или иных положений, выводов, умение закрепляется. Старшеклассники должны понимать, что доказательство - важная мыслительная операция, которая имеет свою логику и структуру. Любое доказательство состоит из трех звеньев: а) тезис - суждение, которое явля­ ется предметом доказательства; б) приводимые для доказательства аргу­ менты (факты или теоретические положения); в)сспособы обоснования те­ зиса: прямое или косвенное доказательство. Из этого вытекает порядок действий при доказательстве: 1. Сформулируй мысль, правильность или несостоятельность которой следует доказать. 2. Приведи и разъясни дово­ ды, подтверждающие или опровергающие мысль. 3. Сделай вывод, завер­ шающий доказательство.1 Разнообразные примеры, иллюстрирующие методическую работу учителя по обучению доказательству, приводит Запорожец Н.И. в издан­ ном пособии для учителей истории.2 4.4. Обучение рефлексивной деятельности. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопозна­ ния субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в обучении - чувственно-переживаемый процесс осозна­ ния субъектом образования, то есть учеником, своей деятельности. Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты дея­ тельности: ее смысл, способы и пути решения поставленных проблем, воз­ никшие трудности, полученные результаты. 1Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. - М.: Просвещение, 1988, С.49. Запорожец Н.И, Развитие умений и навыков учащихся в процессе обучения истории (IV - VIII классы). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978, С.52-66. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz