Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

дящим в его состав. Логическим завершением проведенного анализа и сравнения исторического материала является вывод. 4.3. Обучение учащихся приемам построения выводов и дока тельств. Умение делать вывод —показатель развитого мышления ученика. Для выработки данного умения исключительное значение имеют: - четкость и обоснованность выводов самого учителя; - наличие выводов в текстах учебных параграфов и организация ра­ боты с ними; - завершение выводами изучения каждого вопроса плана и урочной темы в целом; - неуклонное требование к учащимся - завершать выводами любой ответ и проведенную работу. Чтобы это требование было выполнимо, ученики должны понимать, что такое «вывод». При необходимости следует пояснить: вывод - это главная мысль, в которой подводится итог сказанного или изученного. Выводы могут быть индуктивные и дедуктивные. Ребятам проще сделать индуктивный вывод, который строится на анализе и последующем обобщении конкретных фактов. Например, составив представления о при­ родных условиях Древней Италии, просим пятиклассников высказать суж­ дение: каким хозяйственным занятиям благоприятствовали природные условия Апеннинского полуострова? Изучив ход Греко-персидских войн, и познакомившись с фактами героической защиты греками своей Родины, ученики могут сделать самостоятельный вывод о причинах победы греков над персами. Важно развивать способность учащихся и к дедуктивным умозаклю­ чениям, обучать использованию теоретических знаний для формулировки выводов. Дедуктивные выводы основываются на обобщенных знаниях учеников, на известных им понятиях. Чтобы сделать вывод дедуктивного характера, надо с помощью ранее изученных понятий объяснить новые факты и сделать соответствующее заключение, изучаемые факты подвести под известные понятия. К примеру, зная отличительные черты «абсолют­ ной», «ограниченной», «сословно-представительной монархии», можно прийти к выводу, какая форма правления сложилась в результате государ­ ственной реформы Петра I. Обучая учащихся формулировке выводов, важно обращать внимание на их глубину и качество. Конкретизируя и уточняя ответы учеников, сле­ дует постепенно вводить и разъяснять правила правильного построения выводов. Они могут быть сведены к следующим положениям: • вывод должен касаться главного, существенного содержания вопро­ са; • вывод должен быть кратким, лаконичным; 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz