Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
7. История России. XX век.1 Сравните цели интервентов и участников белого движения в период граждан ской войны в России. Укажите, что в этих целях было общим, а что - различным? Эталон ответа: Общее: - свергнуть власть большевиков; - вернуть свои экономические позиции; - сохранить Россию в системе сложившихся международных отношений Различное: Интервенты белогвардейиы - максимальное ослабление России - сохранение сильного государства - территориальный раздел России - единая и неделимая Россия - поставить у власти марионеточное - восстановить сильную авторитарную правительство (монархическую) власть 8. Сравните причины поражения «белого движения» и причины пораже «красных» в гражданской войне. Сделайте все вытекающие из сравнения выводы. В современном преподавании, когда признается альтернативная ис тория, актуальным сюжетом урока истории становится сравнение неодно значных оценок событий и личностей, научных позиций и точек зрения на дискуссионные вопросы истории. Это сложные для учеников приемы ра боты. Их нужно специально объяснять и обучать учащихся последователь ности действий при сравнительном анализе многозначных оценок прошло го. Порядок мыслительных операций при сравнительном анализе неоднозначных оценок прошлого. 1. Объясни суть каждой приведенной оценки исторического события (лично сти). Выяви общее и различное в позициях авторов. 2. Проанализируй аргументы авторов, логику доказательств. 3. Попытайся определить объективность высказанной позиции, обратив внима ние на автора (ученый, писатель, общественный или политический деятель, современ ник событий, участник событий и т.п.). 4. Сделай свой выбор между различными точками зрений или предложи свою оценку рассматриваемого вопроса. 5. Подбери аргументы в защиту своей позиции. Необходимо помнить, что задания на знание альтернативных точек зрения по вопросам истории и умение аргументировать сделанный выбор, включены в содержание итоговой экзаменационной работы по истории. Итак, сравнение исторического материала сложная мыслительная операция, основанная на анализе фактов. Формирование соответствующе го умения предполагает обучение учащихся конкретным действиям, вхо- Такое задание было предложено выпускникам школы в одном из вариантов итоговой экзаменационной работы в рамках ЕГЭ по истории. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz