Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

7. История России. XX век.1 Сравните цели интервентов и участников белого движения в период граждан­ ской войны в России. Укажите, что в этих целях было общим, а что - различным? Эталон ответа: Общее: - свергнуть власть большевиков; - вернуть свои экономические позиции; - сохранить Россию в системе сложившихся международных отношений Различное: Интервенты белогвардейиы - максимальное ослабление России - сохранение сильного государства - территориальный раздел России - единая и неделимая Россия - поставить у власти марионеточное - восстановить сильную авторитарную правительство (монархическую) власть 8. Сравните причины поражения «белого движения» и причины пораже «красных» в гражданской войне. Сделайте все вытекающие из сравнения выводы. В современном преподавании, когда признается альтернативная ис­ тория, актуальным сюжетом урока истории становится сравнение неодно­ значных оценок событий и личностей, научных позиций и точек зрения на дискуссионные вопросы истории. Это сложные для учеников приемы ра­ боты. Их нужно специально объяснять и обучать учащихся последователь­ ности действий при сравнительном анализе многозначных оценок прошло­ го. Порядок мыслительных операций при сравнительном анализе неоднозначных оценок прошлого. 1. Объясни суть каждой приведенной оценки исторического события (лично­ сти). Выяви общее и различное в позициях авторов. 2. Проанализируй аргументы авторов, логику доказательств. 3. Попытайся определить объективность высказанной позиции, обратив внима­ ние на автора (ученый, писатель, общественный или политический деятель, современ­ ник событий, участник событий и т.п.). 4. Сделай свой выбор между различными точками зрений или предложи свою оценку рассматриваемого вопроса. 5. Подбери аргументы в защиту своей позиции. Необходимо помнить, что задания на знание альтернативных точек зрения по вопросам истории и умение аргументировать сделанный выбор, включены в содержание итоговой экзаменационной работы по истории. Итак, сравнение исторического материала сложная мыслительная операция, основанная на анализе фактов. Формирование соответствующе­ го умения предполагает обучение учащихся конкретным действиям, вхо- Такое задание было предложено выпускникам школы в одном из вариантов итоговой экзаменационной работы в рамках ЕГЭ по истории. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz