Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Различия При Алексее Михайловиче: - органы сословного представитель­ ства: Земский Собор, Боярская Дума - Приказы - органы отраслевого управления - Местное управление - воеводы во главе уездов - Приказ тайных дел для контроля де­ ятельности государственных учрежде­ ний При Петре I - отсутствие органов сословного пред­ ставительства Сенат как высшее правительственное учреждение - Коллегии - органы отраслевого управ­ ления - местное управление - губернаторы во главе губерний - Генерал-прокурор, Тайная канцелярия для контроля деятельности государ­ ственныхучреждений. Учителю необходимо создать условия для накопления учащимися интеллектуального опыта сравнения в процессе изучения истории. Этому способствует постепенное усложнение сравнительного анализа историче­ ских явлений от пятого к старшим классам по трем направлениям: содер­ жанию исторического материала, подлежащего сравнению, источникам знаний, структуре сравнения. Усложнение сравнения по содержанию исторического материста происходит за счет того, что он становится более разнообразным и много­ плановым. От сравнения отдельных объектов и фактов учащиеся посте­ пенно переходят к сравнению однородных исторических явлений и их причин, к сравнению различных социальных групп общества, их образа жизни, этапов в развитии явлений и т.д. Сравнение усложняется и по источникам знаний, включаемых в учебный оборот. Сравнение, проводимое на основе наглядных изображе­ ний, все более уступает место мысленному сравнению на основе словесно­ го описания явлений и процессов. В старших классах материал для сравне­ ния может извлекаться из нескольких источников: объяснения учителя, текста учебника, документов и др. Структура сравнения также постепенно усложняется. Сравнение превращается в многоплановую мыслительную деятельность: оно прово­ дится не по одному, а по нескольким вопросам, в результате сравнения требуется получить не один, а несколько выводов, которые становятся бо­ лее значимыми и по объему, и по смысловой нагрузке. От неполного срав­ нения осуществляется переход к полному сравнению и по сходству, и по различию. Возрастает самостоятельность учащихся в проведении сравне­ ния. Проиллюстрируем процесс усложнения сравнения возможными за­ даниями для учащихся различного уровня сложности. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz