Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
на котором будет «отрабатываться» памятка, не должен быть слишком сложным и трудным по содержанию. В данной педагогической ситуации доминируют развивающие задачи, а содержание темы является основой и средством осмысления правил и логики сравнения. Организационно работа выстраивается в соответствие с известными методическими правилами формирования умения на теоретическом уровне. Педагогические наблюдения свидетельствуют, что учителя часто ис пользуют вопросы и задания на сравнение для активизации познаватель ной деятельности учащихся на уроках истории. Однако по результатам ЕГЭ - самые низкие показатели в части С, связаны с выполнением заданий на сравнение. (Следует заметить, что эта тенденция проявляется в обще российском масштабе). С чем это связано? Одной из существенных при чин можно считать столкновение традиционной школьной практики ис пользования заданий на сравнение с требованиями ЕГЭ по истории к оцен ке данного умения. Соответствующий тип задания в контрольно измерительных материалах ЕГЭ сопровождается жесткими требованиями к логике проводимого сравнения. Экзаменующийся должен не только в форме тезисов сформулировать общие черты предложенных для сравнения явлений, но и установить их различия по сопоставимым признакам, попар но. Именно это действие вызывает наибольшие затруднения у выпускни ков школ. А это, в свою очередь, можно объяснить отсутствием у учеников должного учебно-познавательного опыта. Наблюдения показывают, что при включении заданий на сравнение на уроках истории недостаточно внимания уделяется обучению учащихся умению составить план сравне ния. Но именно план, позволяет наметить линии сравнения и определить сопоставимые признаки. Покажем на примере контрольно-измерительных материалов ЕГЭ образец ответа на задание по сравнению. Задание: «Сравните систему государственного управления при Петре I и при царе Алексее Михайловиче. Укажите, что было общим, а чторазличным. В первой части ответа необходимо тезисно указать общие черты, а во второй - попарно различия. Ответ: Общее: - форма правления России в XVII и XVIII вв. - монархия. - наличие аппарата центрального и местного управления. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz