Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ние является предметом оценки учебных достижений школьников в ходе итоговой аттестации. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по исто­ рии в части С включают задания на анализ исторических альтернатив. Вот пример одного из них: «После смерти Сталина в 1953 г. руководители СССР - претенденты на высшую власть предлагали разные пути прове­ дения необходимых социально-экономических реформ. Какие варианты развития предлагали Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев? Какой вариант был осуществлен и почему события развернулись именно таким обра­ зом?». Подумайте, как бы Вы сами ответили на вопросы этого задания. 4.2. Обучение сравнению исторических фактов и явлений. При обучении сравнению оправдано сочетание эмпирического и тео­ ретического уровней формирования умения. Разъяснять смысл и порядок действий при сравнении необходимо. Однако лучше это делать постепенно. На первых порах, начинающим изу­ чать историю школьникам, можно объяснить главную цель сравнения: сравнивают для того, чтобы установить общее и различное в изучаемых предметах событиях, явлениях. На материале изучаемых тем в практиче­ ской работе школьники учатся устанавливать общее и различное сначала в совместной деятельности с учителем, затем самостоятельно. На собствен­ ном опыте они могут убедиться в том, что путем сравнения можно также установить изменения, происходившие в жизни людей (что было - что ста­ ло), оценить эти изменения. С опорой на сложившийся учебный опыт уже в 6 классе можно по­ дробно разъяснить каждое действие сравнения. При активном участии учеников в итоге обсуждения могут быть сформулированы правила срав­ нения. Их можно зафиксировать в сводной памятке «Как сравнивать ис­ торические события и явления»: 1. Сравнить можно только однородные явления, поэтому первона­ чально установи, сопоставимы ли эти явления. 2. Установи цель сравнения (выявить общее, установить различия, проследить изменения и т. п.). 3. Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, которые будешь сравнивать. 4. Составь план сравнения: а) подумай, по каким признакам или вопросам можно провести срав­ нение б) в каком порядке их лучше расположить и почему так? 5. Проведи сравнение по намеченному плану. 6. В итоге сравнения сделай вывод, исходя из намеченной цели. Следует иметь в виду, что на обсуждение и введение правил сравне­ ния должно быть выделено специальное время на уроке. Нужно подумать, когда это сделать целесообразно и необходимо. Учебный материал темы, 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz