Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Приобщая учеников к таким непростым проблемным вопросам исто рии, нужно, прежде всего, раскрыть смысл понятия «историческая альтер натива». Поясняя суть термина, можно отметить, что исторические аль тернативы —взаимоисключающие варианты развития. Они создают та кую ситуацию, когда перед страной, народом встает необходимость выбо ра путей общественного развития или способов решения назревших вопро сов и проблем. Альтернативные исторические ситуации возникают, как правило, в переломные моменты истории, когда старые порядки, устои жизни отмирают, рушатся или отвергаются обществом, а перед страной открываются разные пути дальнейшего развития, решения назревших во просов, выходов из кризиса. В силу определенных обстоятельств, проис ходит выбор одного из возможных путей развития. Анализ сложного объемного фактического материала, отражающего историческую альтернативную ситуацию, требует особой логики мышле ния и порядка учебных и мыслительных действий. Подумайте, что важ но выяснить и обсудить с учениками при анализе исторических альтер натив? В какой последовательности лучше выстроить вопросы? Выпол нив это задание, Вы можете самостоятельно составить памятку (логиче скую схему, алгоритм) анализа альтернатив исторического развития. Если возникли затруднения, обратите внимание на один из возможных вариан тов такого методического инструментария. План анализа альтернатив исторического развития. 1. Когда и почему возникла в стране альтернативная историческая ситуа ция? С необходимостью решения, каких важных вопросов в жизни обще ства она была связана? 2. Какие варианты решения проблем или путей общественного развития существовали (предлагались)? 3. Какова сущность каждого из возможных или предлагаемых путей исто рического развития? 4. Что делало возможным такие пути развития (решения вопроса)? 5. Каково Ваше личное отношение к каждому из них? 6. Какой путь развития был избран? В чем его достоинства и недостатки? Проанализируйте факты и постарайтесь определить причины и факторы, повлиявшие на данный исторический выбор. 7. Каковы достоинства и недостатки отвергнутого пути развития? 8. Оцените произошедший исторический выбор (результаты, значение, последствия, уроки)1. Способность учащихся анализировать и оценивать альтернативы ис торического процесса можно считать вершиной аналитических способно стей школьников. Несмотря на высокий уровень сложности, данное уме 1Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории.// Преподавание истории вшколе, 1993, Xs 1, С. 34. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz