Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Приобщая учеников к таким непростым проблемным вопросам исто­ рии, нужно, прежде всего, раскрыть смысл понятия «историческая альтер­ натива». Поясняя суть термина, можно отметить, что исторические аль­ тернативы —взаимоисключающие варианты развития. Они создают та­ кую ситуацию, когда перед страной, народом встает необходимость выбо­ ра путей общественного развития или способов решения назревших вопро­ сов и проблем. Альтернативные исторические ситуации возникают, как правило, в переломные моменты истории, когда старые порядки, устои жизни отмирают, рушатся или отвергаются обществом, а перед страной открываются разные пути дальнейшего развития, решения назревших во­ просов, выходов из кризиса. В силу определенных обстоятельств, проис­ ходит выбор одного из возможных путей развития. Анализ сложного объемного фактического материала, отражающего историческую альтернативную ситуацию, требует особой логики мышле­ ния и порядка учебных и мыслительных действий. Подумайте, что важ­ но выяснить и обсудить с учениками при анализе исторических альтер­ натив? В какой последовательности лучше выстроить вопросы? Выпол­ нив это задание, Вы можете самостоятельно составить памятку (логиче­ скую схему, алгоритм) анализа альтернатив исторического развития. Если возникли затруднения, обратите внимание на один из возможных вариан­ тов такого методического инструментария. План анализа альтернатив исторического развития. 1. Когда и почему возникла в стране альтернативная историческая ситуа­ ция? С необходимостью решения, каких важных вопросов в жизни обще­ ства она была связана? 2. Какие варианты решения проблем или путей общественного развития существовали (предлагались)? 3. Какова сущность каждого из возможных или предлагаемых путей исто­ рического развития? 4. Что делало возможным такие пути развития (решения вопроса)? 5. Каково Ваше личное отношение к каждому из них? 6. Какой путь развития был избран? В чем его достоинства и недостатки? Проанализируйте факты и постарайтесь определить причины и факторы, повлиявшие на данный исторический выбор. 7. Каковы достоинства и недостатки отвергнутого пути развития? 8. Оцените произошедший исторический выбор (результаты, значение, последствия, уроки)1. Способность учащихся анализировать и оценивать альтернативы ис­ торического процесса можно считать вершиной аналитических способно­ стей школьников. Несмотря на высокий уровень сложности, данное уме­ 1Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории.// Преподавание истории вшколе, 1993, Xs 1, С. 34. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz