Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

• отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте • стремление жителей колоний к свободе и равенству Расположите выбранные причины в порядке наибольшей значимости. Составление схем и таблиц. Примеры заданий. 1. Составьте схему: «Последствия крестовых походов для народов Западной Европы и для народов Востока». 2. Составьте схему, показывающую значение освоения Сибири для Российского государства, для русских переселенцев в Сибирь и для местных народов. 3. Заполните таблицу и сделайте выводы о причинах Гуситского движения в Чехии (6 класс). ________ ___________________________________________________ Слои населения Чем были не довольны К чему стремились Чешские крупные фе­ одалы Рыцари Крестьяне Ремесленники Городские бедняки Из зарубежного педагогического опыта полезно взять на заметку та­ кой инструмент «видения причины» как построение причинной карты} Причинная карта - это графическая схема, на которой отображается проблема и факторы, на нее влияющие. Для отображения силы связей ис­ пользуется разная толщина стрелок. Правила построения карты : 1. Вы­ явить анализируемую проблему. 2. Построить список факторов (причин). 3. Установить связи между проблемой и факторами. 4. Указать силу влия­ ния причин. Построение причинных карт наиболее успешно осуществляется в процессе коллективной мыслительной деятельности в малых учебных группах. Приемом выполнения задания может стать «мозговой штурм». Пример построения причинной карты. Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина? Вопрос учебной темы: Какие исторические события прославили нашу Родину? Вопрос для исследования учащихся: Почему мы помним о войне 1812 года? 1 Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: Программа Intel «Обучение для будущего»: Учебно-методическое пособие. М. 2006 [Под ред. Е.Н.Ястребцева: пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Крыше- вой] - М: Интуит.ру, 2006, С. 98-99. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz