Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

2. На повторительно-обобщающем уроке по разделу «Первобыт­ ность» (5 класс) ребятам можно предложить задание. Из перечисленных ниже положений составьте историческую цепочку явле­ ний, показывающих постепенный переход от родовой общины - к соседской. Про­ нумеруйте последовательность явлений. A) объединение в родовую общину - важное условие выживания Б) возникновение земледелия и скотоводства B) собирательство и охота - основные способы добывания пищи Г) появление излишков Д) совершенствование орудий охоты и наблюдения за природными явлениями способствовали осознанному воздействию на природную среду Е) увеличение урожайности земли Ж) появление плуга и орудий из металлов 3) одомашнивание диких животных и посев дикорастущих растений - длитель­ ный переходный этап от присваивающего к производящему типу хозяйства. И) разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств К) переход от родовой общины к соседской. 3. Тема урока «Накануне отмены крепостного права» (8 класс). На основании ниже перечисленных положений восполните недостающие звенья логической цепочки Г д С A. Поражение России в Крымской войне Б. Технико-экономическая отсталость России B. Угроза потерять статус великой державы Г. Крепостное право. Д. Отмена крепостного права. 4. Более сложными являются задания на составление цепочек, со ящих из нескольких пар явлений, в которых первый факт - причина, а второй —следствие. Пример 1. Учебная тема «История России в первой четверти XVIII в.» (7 класс). Задание: из приведенного перечня фактов (явлений) составьте пары, в которых первый факт - причина, а второй - следствие. Отсутствие регулярной армии, отставание России от передовых европейских стран, затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими стра­ нами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности, поражение рус­ ских войск в начале Северной войны. Пример 2. Учебная тема «Становление Советской власти» (9 класс). Учащимся предлагается составить пары по выше указанному принципу из сле­ дующихявлений: - уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz