Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
беду «красных» в гражданской войне и породила кризис весны 1921 года. Каждое событие одновременно является и причиной, и следствием каких- либо других явлений. Таким образом, уже введение терминов поможет ребятам увидеть и осознать особенность исторического движения: предпосылки подготавли вают, факторы влияют, причины вызывают, повод ускоряет развитие со бытий и процессов. Все обстоятельства в совокупности влияют на ход ис тории и развитие событий. Все события оставляют свой «след» в истории. Чтобы разобраться в прошлом, или хотя бы приблизиться к истине, надо попытаться выяснить все эти обстоятельства. Вот и получается, что позна ние истории не менее, а может быть, и более сложное дело, чем изучение точных наук. Обучение учащихся умению выявлять и объяснять причинно- следственные связи происходит в процессе активного диалога на уроке, когда учитель побуждает учащихся выискивать причины событий, выска зывать суждения о том, почему так произошло в истории, к чему это при вело и т.д. В процессе беседы или в итоге обсуждения важно выстраивать и за писывать логические схемы, цепочки или смысловой план причин изучае мых явлений. Для развития логического мышления и осмысления причин- но-следственных связей нужно разнообразить задания и упражнения, предлагаемые учащимся. Примеры заданий на установление причинно-следственных связей Составление логических цепочек. 1. При выяснении причин объединения русских земель в XIV - XV вв. на основе анализа текста учебника (А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История России. 6 класс, параграф 17 п.1) можно составить следующую логическую це почку причинно-следственных связей. Причины объединениярусских земель в 14-15 вв. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz