Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

тические, социальные, идеологические, религиозные. Не помешает прове­ рить понимание учениками смыслового значения использованных терми­ нов. Ребята должны знать, что в комплексе причин следует выделять главные и второстепенные, то, как их следует различать. Итак, отыскивая причины, мы отвечаем на вопрос: Почему так произошло? Все эти пояснения даются по необходимости в процессе работы с конкретным учебным материалом. В подготовленных классах среднего звена, а в 8-9 классах обязатель­ но, вводится понятие «предпосылки». Предпосылки - это предваритель­ ные условия, дающие основу для возникновения нового явления, но не обя­ зательно его вызывающие. Они тоже могут быть экономические, полити­ ческие, идеологические, духовные, ментальные и т.д. Ребята должны научиться различать объективные и субъективные предпосылки происхо­ дивших явлений, процессов, общественных изменений. Понимать, что объективные условия не зависят от воли людей и возникают в результате развития общества, а субъективные вытекают из деятельности конкретных людей, социальных групп общества. Наряду с понятием «предпосылки» в современной исторической науке и школьных учебниках широко употребляется термин «фактор» ис­ торического развития, используется многофакторный подход к осмысле­ нию и объяснению исторического процесса. При использовании этого тер­ мина также следует объяснить его смысл. Фактор - это сила, оказываю­ щая значительное влияние на характер, отдельные черты, направление развития исторического процесса или на судьбу страны в целом. На раз­ витие исторического процесса могут влиять географический, природно- климатический, этнографический, геополитический, религиозный, лич­ ностно-психологический, ментальный и другие факторы. Предпосылки и причины явлений ученики должны отличать от пово­ да. Смысл термина также поясняется. Повод - это событие, ускоряющее возникновение нового явления (это своеобразный толчок в развитии явле­ ния). Аналитическая работа с историческим материалом должна подвести учащихся к пониманию того, что любое явление в истории приводит к ка­ ким-то изменениям - последствиям. Следствие - это то, что было по­ рождено предшествующим явлением, событием. Установить следствие - значит, выяснить не только ближайший результат события, но и его воз­ действие на дальнейший ход истории. На конкретных примерах изучаемых тем помогаем увидеть и осознать такую взаимосвязь. Например, ближай­ шим результатом промышленного переворота в странах Европы явилось развитие промышленности и индустрии. Более отдаленные последствия этого явления - переход к индустриальной цивилизации, глобальные эко­ логические проблемы. Политика «военного коммунизма» обеспечила по­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz