Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
учебным темам, и делать это до тех пор пока ученики прочно не усвоят ис торическую логику анализа явлений. В дальнейшем, с опорой на такие планы-памятки школьникам пред лагается самостоятельная работа по анализу материала, излагаемого учи телем или содержащегося в параграфах учебника. Вопросы типовых планов могут служить линиями сравнения анало гичных явлений и событий. Например, в 7 классе при изучении народных движений первой чет верти XVIII века, периода петровских преобразований, используя типовой план анализа народных движений, ученики могут сравнить описанные в параграфе учебника выступления: A) Астраханское восстание 1705-1706 гг. Б) Восстание К. Булавина 1707-1709 гг. B) Башкирское восстание 1705-1711 гг. Г) Выступления работных людей Д) религиозные выступления (старообрядцев) Сделать выводы: Что между ними было общего и различного? Чем можно объяснить установленные различия? Логические схемы - памятки являются своеобразным инструментом постепенного перевода учащихся от простейшего элементарного анализа фактов к комплексному, системному анализу сложного исторического ма териала. Особое место в процессе анализа исторического материала занимает выявление причинно-следственных связей. Обратим на эту сторону анализа особое внимание, так как в выявле нии причинно-следственных связей заключается суть исторического по знания: вся история человечества - это неразрывная цепочка фактов, собы тий, явлений, взаимосвязанных причинами и следствиями. Именно анализ причин и следствий событий подводит к пониманию истории и извлече нию всевозможных ее уроков - героических, трагических, политических, нравственных и др. Видение причины - показатель уровня высокого мыш ления. Формирование умения выявлять и объяснять причинно- следственные связи на основе анализа фактов - важная развивающая зада ча в обучении истории. Для начала ученики должны понимать смысл терминов «причина», «следствие», представлять весь комплекс возможных причин явления. Со ответствующие разъяснения надо сделать как можно раньше. Подумайте, как Вы объясните ребятам, что такое причина? Может быть так: причина - это то, что порождает новое явление: это могут быть события, изменения, произошедшие в жизни людей, деятельность кон кретных людей, политиков и т.п. Младшим школьникам следует пояснить, что может быть несколько причин, порождающих новое историческое явление: экономические, поли 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz