Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

учебным темам, и делать это до тех пор пока ученики прочно не усвоят ис­ торическую логику анализа явлений. В дальнейшем, с опорой на такие планы-памятки школьникам пред­ лагается самостоятельная работа по анализу материала, излагаемого учи­ телем или содержащегося в параграфах учебника. Вопросы типовых планов могут служить линиями сравнения анало­ гичных явлений и событий. Например, в 7 классе при изучении народных движений первой чет­ верти XVIII века, периода петровских преобразований, используя типовой план анализа народных движений, ученики могут сравнить описанные в параграфе учебника выступления: A) Астраханское восстание 1705-1706 гг. Б) Восстание К. Булавина 1707-1709 гг. B) Башкирское восстание 1705-1711 гг. Г) Выступления работных людей Д) религиозные выступления (старообрядцев) Сделать выводы: Что между ними было общего и различного? Чем можно объяснить установленные различия? Логические схемы - памятки являются своеобразным инструментом постепенного перевода учащихся от простейшего элементарного анализа фактов к комплексному, системному анализу сложного исторического ма­ териала. Особое место в процессе анализа исторического материала занимает выявление причинно-следственных связей. Обратим на эту сторону анализа особое внимание, так как в выявле­ нии причинно-следственных связей заключается суть исторического по­ знания: вся история человечества - это неразрывная цепочка фактов, собы­ тий, явлений, взаимосвязанных причинами и следствиями. Именно анализ причин и следствий событий подводит к пониманию истории и извлече­ нию всевозможных ее уроков - героических, трагических, политических, нравственных и др. Видение причины - показатель уровня высокого мыш­ ления. Формирование умения выявлять и объяснять причинно- следственные связи на основе анализа фактов - важная развивающая зада­ ча в обучении истории. Для начала ученики должны понимать смысл терминов «причина», «следствие», представлять весь комплекс возможных причин явления. Со­ ответствующие разъяснения надо сделать как можно раньше. Подумайте, как Вы объясните ребятам, что такое причина? Может быть так: причина - это то, что порождает новое явление: это могут быть события, изменения, произошедшие в жизни людей, деятельность кон­ кретных людей, политиков и т.п. Младшим школьникам следует пояснить, что может быть несколько причин, порождающих новое историческое явление: экономические, поли­ 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz