Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Алгоритм анализа идейных течений. 1. Определите время и предпосылки возникновения идей (с чем было связа­ но появление той или иной идеи в обществе; в какой исторической обстановке сложи­ лась; как историческая ситуация повлияла на содержание идеи). 2. Назовите главных представителей идейного течения: раскройте, чьи ин­ тересы выражали, что подвергали критике, какой идеал стремились утвердить, какие средства для достижения цели предлагали. 3. Какова социальная опора идейного течения: на какие социальные слои общества опирались, политические партии и движения, основанные на данных идей­ ных позициях. 4. Обобщите и оцените значение этого идейного течения в жизни общества. Существует мнение, что использование алгоритмов в обучении вы­ рабатывает шаблонное мышление и сдерживает развитие творческой лич­ ности ученика. Определите свое отношение к этой позиции, приняв во внимание и иное мне- Алгоритмы - памятки, связанные с изучением типичных явлений, являются незаменимым средством развития общего логического и истори­ ческого мышления школьников, поскольку они направляют системный комплексный анализ объемного фактического материала, формируют и за­ крепляют логику исторического анализа. Следуя предложенной схеме, ученики вынуждены заглянуть «вглубь» изучаемых событий, выявить си­ стему фактов, установить причинно-следственные связи. Используя об­ щий план, они всякий раз применяют его в новой учебной ситуации для анализа нового фактического материала. План каждый раз наполняется но­ вым содержанием, а выводы учащихся могут отличаться значительной са­ мостоятельностью. Благодаря предложенному плану, мысли и суждения учеников становятся более систематизированными и упорядоченными. Работа с планами-схемами может быть организована по-разному и на различных уровнях самостоятельности учеников. При первичном обращении к работе со схемой нужно исходить из известных общих правил формирования умений: дать ребятам памятку, за­ писать ее в тетрадь (или выдать ее в печатном виде как подготовленный дидактический ресурс), объяснить ее назначение, важность применения к анализу данных явлений, прокомментировать каждую позицию плана. За­ тем в совместной коллективной работе под руководством учителя следует проанализировать изучаемый материал и найти ответы на все обозначен­ ные вопросы. Работу важно сопровождать записями выводов по каждому пункту плана. В итоге появится развернутый план, предельно конкретизи­ рующий общую схему. Подобные памятки неплохо оформить в виде наглядных пособий или презентаций, проецируя их всякий раз при обращении к соответствующим 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz