Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Типовой логический план анализа крупномасштабных военных событий. 1. Международная обстановка накануне войны: причины, повод, участники войны. 2. Цели воюющих сторон и оценка характера войны со стороны участников. 3. Соотношение сил сторон. 4. Планы командования. 5. Театр и ход военных действий: этапы, важнейшие события (сражения), проявившиеся качества армии и командования; отношение к войне различных социаль ных групп людей, партий, общества и власти воюющих стран. 6. Итоги войны. 7. Выводы: причины победы (поражения) сторон, историческое значение, последствия и уроки войны. Логический план-схема анализа крупных народных выступлений и общественных движений (крестьянские восстания и войны, национально-освободительные движения). 1. Где и когда началось движение? 2. Каковы его причины? Против чего или кого оно было направлено? Ка кова связь его с другими событиями? 3. Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав участников (движущие силы). Кто лидеры движения? 4. Каковы цели и требования (программы) участников движения? Каков его характер (антифеодальный, религиозный, национально-освободительный и т.п.)? 5. Какими формами, средствами и методами достигались цели (восстание, стачка, демонстрация, акт гражданского неповиновения, революция и т.п.) 6. Районы, территории, охваченные движением, восстанием. 7. Ход движения и развитие событий: степень организованности, этапы, из менения в социальном составе участников, требованиях, характере и т.п. 8. Итоги, значение, последствия, уроки. Типовой план анализа государственного и политического устройства общества. Раскрывая политическое устройство государства, установи: 1. Как организовано государственное управление а) каковы органы государственной власти в центре и на местах б) проследи порядок их образования, состав, полномочия и функции, социаль ную направленность деятельности *в) существуют ли политические партии? (если да, то какие; их место и роль в политической жизни страны; социальный состав и основные идейные позиции). 2. Сделай вывод о существующей форме правления или политическом режиме. 3. Выясни отношение различных слоев населения к существующему политиче скому устройству. *4. Обобщи и оцени политический строй и перспективы его развития. Наиболее сложны для усвоения и понимания учащимися историче ские вопросы, отражающие общественные идейно-политические течения и направления (либерализм, консерватизм, анархизм, социалистические идеологии и т.п.). Использование типового плана может облегчить учени кам усвоение и этого непростого исторического материала. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz