Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
думайте и объясните, для чего служил каждый предмет боевого снаряже ния? А теперь опишите полное вооружение воина. В другом случае, он просит учеников внимательно выслушать рас сказ о нашествии Батыя на Русь и выделить главные ключевые события. На уроках ребята читают документальные фрагменты и определяют, о чем в них говорится. Они рассматривают изображения архитектурных соору жений и вычленяют их характерные особенности (из какого строительного материала сделаны здания, какова их форма, главные детали и украшения, художественные достоинства), выясняют, когда и кем они созданы, с ка кими событиями связаны, что свидетельствует о высоком мастерстве их создателей и т.п. Так специально продуманной системой вопросов учитель активизи рует и направляет аналитическую мыслительную деятельность учащихся, пользуясь терминами «анализ», «проанализируем». В результате подобной работы можно добиться понимания учениками того, что проанализировать материал, значит мысленно разделить его на части и выделить самое глав ное, существенное. Постепенно ребятам важно разъяснить, что анализ различного по ха рактеру исторического материала имеет свои особенности. При анализе, какого-либо исторического предмета, объекта ( ору дие труда, вооружение, предметы быта, жилище и т.п.), нужно выделить: его качества, устройство, назначение. Проанализировать исторические факты (явления, процессы) - это значит: установить их причины; характерные черты и особенности; этапы развития (если они длительны во времени); значение и послед ствия. Ученики должны знать, что типичные (сходные) исторические явле ния могут быть проанализированы по единой логике, что позволяет их сравнить, сопоставить и, следовательно, лучше понять. Школьникам следует предлагать логические схемы-памятки (алго ритмы) ' анализа типичных явлений и учить пользоваться этим инструмен том познания. Логические схемы-памятки иначе называют стереотипными планами характеристики типичных явлений. Приведем основные логические схемы изучаемых типичных явле ний в школьных курсах истории2. 1Алгоритмы - инструктивные предписания, определяющие четкую последовательность операций, действий или система работы по строго определенным правилам. В методической литературе предлагаются различные варианты и модификации логи ческих схем и памяток. См, к примеру, Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV- VIII классы), Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. ; Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках ис тории. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 1, С.34-40 и др. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz