Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

думайте и объясните, для чего служил каждый предмет боевого снаряже­ ния? А теперь опишите полное вооружение воина. В другом случае, он просит учеников внимательно выслушать рас­ сказ о нашествии Батыя на Русь и выделить главные ключевые события. На уроках ребята читают документальные фрагменты и определяют, о чем в них говорится. Они рассматривают изображения архитектурных соору­ жений и вычленяют их характерные особенности (из какого строительного материала сделаны здания, какова их форма, главные детали и украшения, художественные достоинства), выясняют, когда и кем они созданы, с ка­ кими событиями связаны, что свидетельствует о высоком мастерстве их создателей и т.п. Так специально продуманной системой вопросов учитель активизи­ рует и направляет аналитическую мыслительную деятельность учащихся, пользуясь терминами «анализ», «проанализируем». В результате подобной работы можно добиться понимания учениками того, что проанализировать материал, значит мысленно разделить его на части и выделить самое глав­ ное, существенное. Постепенно ребятам важно разъяснить, что анализ различного по ха­ рактеру исторического материала имеет свои особенности. При анализе, какого-либо исторического предмета, объекта ( ору­ дие труда, вооружение, предметы быта, жилище и т.п.), нужно выделить: его качества, устройство, назначение. Проанализировать исторические факты (явления, процессы) - это значит: установить их причины; характерные черты и особенности; этапы развития (если они длительны во времени); значение и послед­ ствия. Ученики должны знать, что типичные (сходные) исторические явле­ ния могут быть проанализированы по единой логике, что позволяет их сравнить, сопоставить и, следовательно, лучше понять. Школьникам следует предлагать логические схемы-памятки (алго­ ритмы) ' анализа типичных явлений и учить пользоваться этим инструмен­ том познания. Логические схемы-памятки иначе называют стереотипными планами характеристики типичных явлений. Приведем основные логические схемы изучаемых типичных явле­ ний в школьных курсах истории2. 1Алгоритмы - инструктивные предписания, определяющие четкую последовательность операций, действий или система работы по строго определенным правилам. В методической литературе предлагаются различные варианты и модификации логи­ ческих схем и памяток. См, к примеру, Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV- VIII классы), Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. ; Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках ис­ тории. /Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 1, С.34-40 и др. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz